Новые градостроительные принципы в более скромных масштабах, чем в Петербурге и Москве, нашли свое выражение в восстановлении Твери, пострадавшей от пожара в 1763 г. Здесь на основании опыта Петербурга впервые переустройство целого города осуществлялось по заранее составленной и детально разработанной Комиссией строений программе «образцового города».

Перестройка Твери, которая была одним из первых широких мероприятий только что вступившей на престол и искавшей популярности Екатерины II, вышла далеко за пределы обычных строительных работ, проводившихся после пожаров в провинциальных городах. Председатель строительной комиссии И. И. Бецкий, представивший на утверждение Екатерине проект восстановления города, выполненный арх. П. Никитиным, и «примерные» чертежи обывательских домов, писал: «Строящаяся Тверь не только не должна уступать прочим городам в расположении и красивости, но впредь для перестройки других образцом должна быть»1. Это требование «образцовости» и легло в основу утвержденного проекта города.

Теоретическое обоснование принципов строительства Твери излагалось в пояснительной записке Бецкого, опирающейся на русский строительный кодекс, разработанный в первой половине XVIII в. В этой записке содержались конкретная детально разработанная программа строительства и общие эстетические воззрения, отвечающие идеям «просветительства» того времени. Так, в ней говорилось: «…регулярство, предлагаемое при строении города, требует, чтобы улицы были широки и прямы, площади большие, публичные здания на способных местах и прочее, все дома в одной улице состоящие, строить надлежит на всю улицу с обеих сторон, до самого пересечения другой улицы одной сплошной фасадой, выше и длиннее во двор, нежели на улице». О регулярности рационально организованной застройки было сказано, что она содействует «пользе общественной», «ободрению жителей к труду и работе», что «…общество иметь будет более способности, когда город теснее и жители находятся друг от друга в близости, почему те расходы для излишнего содержания лошадей и прочие уменьшаются и всякие по комерции дела вскорости способнее исполняются».

Новый план города, составленный в 1763 г., сочетал в себе основную прямолинейную сетку улиц, построенную на двух пересекающихся осях, с системой трех лучевых магистралей. Главная магистраль, ориентированная на Кремль, — это основная ось композиции города. На ней были запроектированы четыре площади. При въезде в город размещалась торговая площадь, начинающаяся еще в предместье, на большой Московской дороге. Вторая, полуциркульная площадь находилась на границе города и открывала собой въезд в него со стороны Москвы. Третья, фонтанная площадь, представлявшая собой как бы естественное расширение русла главной городской магистрали, была административным центром города. Наконец, четвертая, древняя Красная площадь, раскрытая к Кремлю и к реке, завершала новую магистраль.

Предназначенный в основном для купечества город застраивался преимущественно каменными домами. Деревянная застройка предусматривалась в предместье, где расселялись ямщики и городская беднота. В целях пожарной безопасности город отделялся от предместья зелеными насаждениями.

По принципам планировки Тверь, как и Петербург, стояла на уровне градостроительства Западной Европы, но в то же время эти принципы были глубоко самобытны. Показательно в этом отношении сопоставление трехлучевой системы построения Твери с более ранними трехлучевыми системами Рима и Версаля. При общем их сходстве композиция в Твери получила местную, тесно связанную со спецификой плана города трактовку. Главная особенность трехлучевой композиции Твери заключалась в том, что здесь три луча легли в основу всего генерального плана, запроектированного в 1763 г.

Застройка центральной части Твери была выполнена московским архитектором П. Никитиным и его «командой», в которой состоял и молодой М. Казаков.

Петр Романович Никитин, учился в Москве у арх. Д. В. Ухтомского, которого сменил в 1760 г., став руководителем его архитектурной «команды» и школы. С 1763 по 1770 г. П. Р. Никитин жил в Твери, где возглавил работы по восстановлению города после пожара, составил проект новой планировки города и участвовал совместно с другими архитекторами «команды» в проектировании всех зданий города этого периода. В 1777—1778 гг. Никитин построил каменный мост в Калуге, а в 1785 г. по его проекту было закончено там же здание присутственных мест. Последние годы жизни работал в Москве.

Матвей Федорович Казаков родился в Москве. Четырнадцатилетним подростком Казаков поступил в архитектурную «команду» Ухтомского; в 1753—54 гг. участвовал вместе с другими учениками в постройке Головинского дворца; в 1760 г. его произвели в прапорщики архитектуры, что означало завершение ученичества. Началом творческой деятельности Казакова была его работа под руководством П. Никитина в Твери, куда его направили после пожара 1763 г. в «команду» молодых архитекторов школы Ухтомского. Казаков работал в качестве помощника Никитина. С Тверью связаны первые самостоятельные постройки Казакова: он перестроил здесь в 1763—1767 гг. здание архиерейского дома в путевой дворец, разработал фасады здания присутственных мест и возвел ряд жилых домов, но коллективный характер работы тверской «команды» не позволяет определить, какие именно «образцовые чертежи» и жилые дома в Твери были им выполнены. В конце 60-х — начале 70-х гг. Казаков работает совместно с Баженовым над проектом большого Кремлевского дворца. В дальнейшем он выступил самостоятельно как замечательный зодчий, что проявилось в высоком мастерстве его построек этого времени — Сената в Московском Кремле, усадьбы Петровское Демидовых, церкви Филиппа Митрополита и др.

В 1780—1790 гг. Казаков строит Университет, Голицынскую больницу, Дом Благородного собрания, усадьбы, жилые дома, дворцы, церкви, участвует в планировке и строительстве городов провинции, работает в качестве члена различных строительных комиссий. Построив огромное количество зданий, Казаков во многом определил архитектурный облик Москвы конца XVIII—начала XIX в. К началу XIX в. относятся такие его произведения, как Павловская больница, проект перестройки дома Лопухина. В эти годы под руководством Казакова составлялись альбомы лучших зданий, построенных в Москве в конце XVIII в. и проводились работы по составлению перспективного, так называемого «фасадического» плана Москвы. Казаков воспитал целую плеяду архитекторов, работавших под его руководством. Он умер в 1812 г. в Рязани.

При постройке Твери использовали «образцовые» проекты, выполненные силами тверской «команды» при участии Петербургской комиссии строений. Площади города застраивались административными зданиями. Так, на Фонтанной площади в соответствии с ее восьмиугольным контуром построили четыре однотипных здания.