Москва, 2002-14, реализация архитектор Т. Кеттл (RMJM)

Первоначально объект рассматривался как главный городской Дворец бракосочетаний с развитой общественной площадью, удобной для прогулок, торжеств и праздничных фото на фоне Москва-реки и нового Сити. Свои варианты развития этого места предлагали ведущие архитектурные бюро из Западной Нероны, США и Канады, бшо проведено несколько открытых и закрытых международных конкурсов. К2004 году была выбрана концепция, разработанная RMJM Scotland Ltd., где объект представал в виде стеклянного закручивающего — ся кристалла с резко обозначенными внешними торцами.

В первой редакции проекта здание не было высотным, однако в процессе разработки замысла оно в 3 раза увеличило высотные параметры, а скручивание увеличилось до 150°. Архитектор Тони Кеттл (Топу Kettle) придумал подобную форму небоскреба, поскольку назначение здания хорошо коррелировалось с пространственными образами танцующей пары (жених и невеста, фата которой шлейфам обозначалась в форме стеклянного фонаря здания Дворца, а также форма спирали ДНК, олицетворяющей человеческую жизнь). Грянувший в 2008 году экономический кризис задержал реализацию проекта, и работы на площадке возобновились только в 2011 году.

БАШНЯ НА НАБЕРЕЖНОЙ Москва, 2003-07, реализация архитекторы — ЕИКА

Первый высотный офисный центр, возведенный на 10-м участке Москва-Сити, состоит из трех зданий разной этажности (17,27,59 этажей).

При проектировании и реализации были использованы современные инновационные инженерные решения и энергосберегающие технологии. В здании расположена центральная диспетчерская, а также система управления «Умный дам«, контролирующая все коммуникации внутри многофункционального комплекса. Фасады с витражами выполнены из уникального звуконепроницаемого стекла. Комплекс оснащен современными системами климат-контроля, вентиляции и кондиционирования, а также оборудован новейшими технологиями пожарной и охранной безопасности. Во всех офисных помещениях установлены детекторы дыма и системы пожаротушения. В стилобатной части расположена торговая зона с ресторанами, магазинами и бутиками.

НЕБОСКРЕБ

НА МОСФИЛЬМОВСКОЙ Москва,2004-11, реализация архитектор С. Скуратов (Сергей Скуратов Architects)

Ансамбль состоит из двух корпусов: 53 -этажной светлой скрученной башни (213 м) и более темной 34-этажной призмы (132м). Оба высотных объема объединены общим 7-этажным стилобатом. Согласно первоначальному проекту более высокая башня была винтообразно повернута на 21 градус, что делало более интересным сам объем небоскреба и позволяло добиться максимального разнообразия панорамных видов из окон будущих квартир.

В окончательном варианте рентное последовательное скручивание башни сменилось его искусной геометризованной имитацией. Стены чуть наклоняются, и в результате тупой угол первого этажа вверху перерастает в острый, и наоборот. Это решение придает башне живость и динамику, редку’ю в такой крупной архитектурной форме. Общая площадь комплекса составляет 195 000м2. Дополнительно комплекс включает отдельные здания, нахо-

дящиеся на общей стилобатной части. Основное назначение башен комплекса — жилое, а срединная часть содержит офисный корпус и торговый центр. Масштабность всего ансамбля «Дома на Мосфильмовской•> подчеркивается четырехцветным колоритом главной башни, незаметно сменяющимся от лаконичного навершия, сияющего белизной мраморной облицовки, к темному известняку нижних этажей и наклонным черным бетонным опорам. Вторая высотная составляющая комплекса — призматическая пластина — имеет сплошное остекление и интересный ритм выпукло-вогнутого рельефа отдельных фрагментов, наложенных на собственный рисунок окон.

ДЕЛОВОЙ КОМПЛЕКС «ИМПЕРИЯ»

Москва, 2006-11,реализация архитектор Д. Коррадетти (НВВ1)

Многофункциональный комплекс высотой 239м, сочетающий офисные помещения, апартаменты и торговые помещения. Комплекс пространственно увя зан с застройкой Пресненской набережной и непосредственно соединен с причалом речного пассажирского транспорта.

В основу архитектурной концепции лег эллипсовидный профиль, который стал главным запоминающимся элементом архитектурного объема здания, Тема эллипса присутствует и на фасаде, обращенном к реке, и на фасаде, развернутом в сторону соседних башен ММДЦ-Сити. Причем в первом случае эллипс утоплен в плоскость стены, а во втором является частью выступающего абриса, формирующего силуэт завершения симметричного призматического объема здания. Гладкое сплошное остекление с четким вертикальным членением фасадов позволяет лучше прочувствовать чистоту линий и ясность композиции башни. Уникальность внешнего облика башни общей площадью 203 191 м2 органично сочетается с высочайшей эффективностью его внутреннего пространства. Этажи здания имеют прямоугольную форму, что позволяет оптимально использовать созданные интерьер- ные площади независимо от их назначения. Помещения хорошо освещены (расстояние от окна до ядра не более 16 м) и имеют широкий шаг колонн (8,8-10м).

МЕРКУРИЙ СИТИ ТАУЭР Москва, 2005-13, реализация архитекторы — Ф. Уильямс,

М. Посохин, Г. Сирота

На фоне других зданий «ММДЦ- Сити» 75-этажная башня выделяется как своим необычным силуэтам, так и выразительным цветовым решением. Образно- художественное решение небоскреба по-настоящему оригинально: ясность общих линий подчеркивается модуляцией пластики фасадов. При этом архитектура небоскреба чрезвычайно функциональна и технологична: модульно-блочная система остекления с применением энергосберегающих высокопрочных тонированных стеклопакетов, современные инженерные системы вентиляции и кондиционирования воздуха, единая «интеллектуальная•> автоматизированная система управления делают его не только самым высоким, но и самым инновационно-продвинутым небоскребом «ММДЦ-Сити». В мировой классификации небоскребов «Меркурий Сити Тауэр» входит в категорию«сверхвысокие строения». В 2013 году не- боскреб стал обладателем пре- ;.; стижной премии International Property Awards Титре в нам и на- цииуЛучишя архитектура вы- ‘сотиого здания».

ОХТА-ЦЕНТР

Санкт-Петербург, 2006, проект архитекторы — RMJM

Согласно победившему проекту, общая площадь <Охта- центра» должна была составить 66,5 га (1 млн. м2 площадей), из них 4,6 га было отведено под высотное строительство. Общая территория застройки распределялась на три зоны: деловую — с собственно небоскребам и офисами дочерних компаний Газпрома, общественно-культурную — с театрально-концертным залам и музеем современного искусства, и территорию перспективного развития со спортивно-досуговым комплексам, бассейнам, каткам, фитнес-центрам, 5РА-центрам и апартамент-отелем. Предполагалось также благоустроить участок набережной между Охтой и Невой, с устройствам линеарных парков и общественных зеленых зон. Конфигурация башни представляет собой сложную закрученную конусообразную форму. Перекрытия в виде 5 квадратных <лепестков» имеют в плане форму равностороннего пятиугольника с длиной каждой стороны 57 м, которые соединены между собой круглым центральным ядрам. Номере увеличения высоты «лепестки»закручиваются вокруг своей оси против часовой стрелки с уменьшением сечения, а центр смещается в сторону оси круглого ядра здания. Главными несущими конструкциями здания являются центршшное железобетонное ядро и 15 металлических колонн по периметру. Независимо от степени спорности архитектурного решения проекта в техническом отношении он был в полной мере проработан, и на его примере был получен уникальный опыт создания сложных конструкций, беспрецедентных для российской практики своего времени.

МИРАКСПЛАЗА Москва, 2006-14, реализация архитекторы -АБ «Сергей Киселев и партнеры»

Композиция комплекса состоит из двух крупных высотных элементов (башня <А»: 192,6 м, 47 этажей, башня «В»: 167,6 м, 41 этаж), двух 10-этажных корпусов и серии малых офисных зданий с общим стилобатам, формирующих единую горизонталь вдоль полотна магистрали. Общая площадь комплекса превышает 350 000м2. В первоначальном варианте один из малых корпусов довольно сильно нависал над тоннелем железной дороги, проходящей по участку. Позднее площадь участка сократилась почти вдвое и проект был изменен. В 2012 году заказчик привлек к работе над проектам специалистов Р. Капанина и В. Плоткина, перед которыми стояла задача разместить необходимые площади в пределах сильно уменьшенного участка. При этом требовалось по возможности сохранить единство первоначального замысла. Разработав несколько вариантов решения, архитекторы отказались от идеи плавного повышения объема. В проекте соблюден баланс нижних корпусов с высотными отметками окружающей застройки.