Греческий дом отличался не столько красотой, сколько утилитарной простотой, комфортом и удобством.

В доме древнего грека имелись ванные комнаты, водопровод из обожженной глины и канализация. Из ванны вели специальные отводные трубы для слива воды наружу. Сама ванна делалась из керамики, ставилась на возвышении со ступенями и была углублена в землю. Она была оснащена отоплением: горячий воздух из топки проходил под полом по трубам. Греки нагревали.

Греческие лентовидные расписные орнаменты:меандр, волнообразная лента и лента из цветов воду в котлах на трех ножках. У них были каменные и металлические ванны и лохани для мытья. Рабы обливали купающихся холодной водой из шаек.

Тазы ставили на подножки, или треножники. В тазах мыли ноги, а тело обливали из деревянных шаек. Использованная вода из ванной и уборной выводилась на улицу. Пол был покрыт плиткой. В доме имелась цистерна для воды и отхожее место. Воды было мало, поэтому большая часть населения пользовалась вырытыми колодцами: либо своими, либо общественными.

В раннюю эпоху в доме была очень простая обстановка: стены были голые, штукатуреные, роспись считалась огромной роскошью. Стены покрывали слоем извести. В классический период стали расписывать стены. Первым это сделал Алкивиад. Внутренние помещения украшали настенной живописью и облицовкой. Жилые помещения, примыкавшие к портику и дворику, окрашивали, стены расписывали горизонтальными полосами красного, белого, желтого и реже голубого тонов. Цоколь отделялся от основной части стены тягой с рельефом, орнаментом. Стены украшали коврами — сначала простыми, затем — восточными. Впоследствии, в эпоху эллинизма, стены стали выкладывать бронзовыми пластинками, украшать золотом и слоновой костью.

Виды греческого орнамента: геометрические мотивы меандра, спирали, зигзаги и волны, стилизованные цветы лотоса и лилии, розетки и пальметты. Особенно греки любили листья плюща и лавра, водяной лилии и аканта, волнистую линию и стилизованные усики винограда. Изображали домашних животных и мифологические мотивы.

Стены были расписаны темперой, которую наносили на штукатурку при помощи связующего материала. Если расписывали всю стену целиком, то чаще всего использовали красный цвет, нередко под основной плоскостью, у пола, делали цокольную зону желтого или белого цветов. Позже стену красили штукатуркой, имитирующей кладку из обтесанных каменных блоков. Она была расписана под натуральный камень. Стены, выходящие во двор и во внутренние помещения, были оштукатурены и покрашены в три цвета. Стены венчались карнизом.

Потолки были плоскими или с обнаженной балочной конструкцией из дерева или мрамора. Потолки оставались чистыми. Для потолков использовался кедр. Поскольку крупные деревья в Греции были редкостью, обильное использование дерева для отделки говорило о богатстве и процветании. Сначала потолки белили известью, иногда покрывали по краю орнаментом, лепными украшениями. Расписной потолок был известен уже в VI в. до н. э.

Полы были глинобитные, каменные (мрамор) и мозаичные. В ранний период в скромных домах делали глинобитные полы с известковым раствором, окрашенные в желтый цвет. Внутренние дворики мостили каменными плитами, на втором этаже были деревянные перекрытия. В бедных домах использовали обмазанный глиной разложенный по перекрытиям тростник, шиферные плиты, в богатых — дерево. Столовую и комнату для гостей отличал неровный пол и отделка. В центре имелся сток для облегчения уборки после еды.

Полы парадных помещений и двориков мостили мозаикой из цветной гальки. Здесь выкладывали простейшие геометрические узоры.животных, фантастические существа, сцены греческой мифологии. Мозаичные полы устраивали в самых богатых домах. Их делали из отшлифованной гальки. Преобладали белые и черные камешки, иногда добавляли красные и серые. Популярный узор — круг, вписанный в квадрат. В украшении пола использовался меандр и мифологические сюжеты. В мозаику стали добавлять кусочки золотого кварца, которые блестели и искрились. Наиболее важные предметы мебели обрамлялись мозаичной линией на полу.

Двери стоили очень дорого, поэтому их по возможности заменяли занавесями. Галереи внутри двора украшались коврами, вышитыми портьерами. Единственная комната, где была дверь, это хранилище для драгоценностей. Здесь находились самые ценные вещи хозяев дома. В других комнатах двери заменяли белые, цветные и узорчатые занавеси. Двери обычно открывались внутрь. Интерьеры отличались камерностью и даже теснотой.

Греки различали покрывала для мебели и настенные занавеси. Их также натягивали между колоннами. Обивка не применялась, но тканые покрывала, брошенные поверх лож и кресел, придавали им нарядность. Изготовление тканей было обычным делом для женщин, это был признак стабильности домашнего уклада. В основном делали суконные или шерстяные ткани. Цвета — зеленый, шафранный, золотой, фиолетовый и малиновый.Ткани были богато затканы классическими мотивами — спиралями, геометрическими узорами, стилизованными изображениями животных. Узоры были вытканы или вышиты, реже — нанесены краской. Иногда использовались мифологические или исторические сюжеты.

Свет и теплота

В холодную погоду в доме было неуютно. Единственный камин (очаг) из керамики находился в столовой или кухне, а дом отапливался лишь переносными жаровнями с древесным углем. Дым выходил через трубы или потолочное отверстие. В древние времена обогревались только очагом.

Впоследствии появились дымовые трубы на кухне. Для равномерного отопления комнат использовали котлы с углем и подвижные печки.

В эпоху Гомера жаровни называли ламптерес, в них поджигали кусочки сухих дров. Также существовал лихнос — переносной светильник для горящих лучин. В древние времена использовали жаровни, наполненные щепками, сухими поленьями или смолистыми кусками дерева, смолистые факелы из длинных кусочков дерева, связанных жгутами из коры тростника или папируса.

Для обогрева использовали также трубки — фаны, внутрь которых клали смолистые вещества; сами же они тоже укреплялись в глиняном горшке. Факелы — фанос — плотные связки лучин, намоченные смолой, живицей или воском, которые вставляли в металлические ножны, снабженные рукояткой. Такой светильник дымил и трещал, покрывая стены и потолки копотью. Но все же в комнатах предпочитали масляные светильники — глиняные или металлические, с двумя отверстиями: для наливания масла или для фитиля. Они были самых разнообразных форм. Греки стали пользоваться лампами уже в V в. до н. э. Их называли люксиос. Лампы делали из глины — так называемой терракоты — красно-бурой, красной и желтоватой, либо из металлов.Лампы имели различные формы.

Греческие лампы очень быстро заменили факелы и лучину и вошли в быт людей. Формы их были очень разнообразны, но всегда изящны. Ламповые чашки украшали не только рельефными изображениями, но и целыми пластическими группами. Светильники с более длинной рукояткой снизу имели ножку или подставку, что позволяло их ставить на стол.

Чаще всего использовали светильники в форме полушария с двумя отверстиями. Одно для масла — через него лампу заправляли, другое — в форме носика на краю резервуара: в нем находился фитиль из сердцевины тростника или растительных волокон — льна, конопли, папируса. Некоторые лампы имели красивые рукоятки. Были лампы с несколькими отверстиями для фитилей. Их число увеличивали для большей интенсивности света. Для очистки фитиля использовали особые щипцы, а вытаскивали его крючком, который прикреплялся к лампе цепочкой. Обычно лампы стояли на столиках. В поздней Греции появились фонари, восковые и сальные свечи.