Величествен и монументален внешний облик храма. Строгие плоскости его стен оживляются только угловыми пилястрами; объемы боковых ветвей очень удачно компонуются вокруг центрального с куполом выразительной грушевидной формы на высоком барабане. Узкие удлиненные окна и вертикали пилястр еще более подчеркивают стройность объемов храма и движение его масс вверх.
Церковь Николы Притиска является по времени наиболее ранним каменным крестчатым, однокупольным зданием в Приднепровье; в пятикупольном варианте такие храмы на рубеже XVII-XVIII веков получат здесь широкое распространение. Из жилых зданий известен дом Артемихи.
В плане храм напоминал древнерусские шестистолпные, крестово-купольные церкви с той, однако, разницей, что в западной его части были расположены два башнеобразных ризалита, завершенных куполами, а между ними находился притвор. В середине XVIII века притвор Богоявленской церкви был украшен изысканным фронтоном с лепниной и живописью. В лепке причудливо сочетаются орнаментальные мотивы классической архитектуры и народные элементы. По оригинальности и красоте притвор храма являлся выдающимся произведением украинского зодчества.
Годом раньше почти на самом берегу Днепра была построена на средства киевского мещанина Петра Гудымы Ильинская церковь (ул. Почайнинская, 2). По своему плану она напоминает трехчастные деревянные храмы, у которых среднее 8-гранное помещение (неф) значительно шире боковых (алтаря и притвора). Апсида и притвор, как и во многих украинских деревянных постройках, также имеют граненую форму. Церковь завершается одним куполом на высоком 8-гранном барабане. На уровне бывших когда-то в части притвора хоров ее объем снаружи членится по всему периметру небольшим пояском в виде поребрика с карнизом над ним.
Других украшений фасады лишены, их оживляют только большие окна, помещенные в слегка утопленные в толщу стен прямоугольные ниши. Венчает здание карниз с лепными розетками на фризе. Такой же карниз украшает барабан купола. Простой и ясный объем церкви и господствующий в композиции купол придают ее силуэту выразительность и монументальность.
Масштабы храма хорошо подчеркиваются небольшими, изысканной формы и редкого своеобразия воротами, служащими входом с улицы на погост. Арочный проезд фланкируют парные колонны. Над аркой проезда возвышается небольшой фигурный щит. Прекрасно нарисованные колонны украшены упрощенными ионическими капителями.