Исторически сложилось так, что возникший более 350 лет назад «старый» город был отделен от новых промышленных районов двухкилометровым руслом Енисея. Разделение оказалось не только функциональным, но и архитектурным — 2-3-этажный масштаб левобережья резко контрастировал с послевоенными кварталами и промышленными комплексами правого берега. Градостроители предложили ликвидировать этот разрыв, сделав колоссальный мостовой переход, пересекающий реку через расположенный на ее середине остров Отдыха, главной архитектурной осью нового центра города . Три объекта — торгово-транспортный узел на правом берегу, спортивный комплекс на острове и обширная многоуровневая площадь на левобережье — образовали основные звенья этой оси. А собственно трасса перехода, ее развязки, мосты, насыпи, раскрывающиеся на городские панорамы и енисейские дали, составили «тело» этого градостроительного образования.

«Поперечный центр», как условно называют его красноярские архитекторы, несомненно целостен. Колоссальный «бассейн восприятия» комплекса вычленен из города контурами береговых панорам, связан осью мостового перехода, легко охватывается взглядом. Все его элементы ориентированы на природную доминанту ансамбля — енисейские просторы; масштабу реки отвечают внушительные размеры и острый силуэт спортивных сооружений, застройка площадей. Целостность лежит в сути замысла, соединившего по принципу «дополнительности» такие разнородные объекты как мосты, стадион, торговый центр, театр, Дом Советов. Архитектурное напряжение комплекса неуклонно нарастает по мере приближения к левому, «историческому» берегу, где сложная система кулисами уходящих от реки зданий образует кульминацию ансамбля, своего рода «перспективный портал» въезда в старый город.

Сложность композиции площади 350-летия Красноярска целиком отвечает ее градостроительной роли. Сюда сходятся главные магистрали города, его впечатляющие набережные; цельное пешеходное пространство (транспорт спрятан в глубокий «каньон», продолжающий ось мостового перехода) разделено на две контрастные по настроению части. Одна — оживленная, людная — обращена к театру, стоящей рядом гостинице и спускается большими озелененными террасами к Енисею, за которым хорошо видны контуры Дворца Спорта; другая составляет спокойную аванплощадь перед административными корпусами — силуэтным ориентиром нового центра.

Укрупненный масштабный строй комплекса един на протяжении всех трех километров трассы. Но прорисовка береговой застройки, рассчитанной на восприятие находящихся рядом людей, задумана подробнее, чем возведенных на острове спортивных сооружений. Они чаще видны издалека, из-за проток Енисея, и мощный ритм их членений хорошо согласуется с еще более грандиозным шагом арочных опор мостовых пролетов. Ведущие сооружения площади 350-летия Красноярска — театр, гостиница, Дом Советов — гораздо богаче по силуэту, ритмической структуре. Ведь за ними стоит старый город, с его традиционно декорированной 4-5-этажной застройкой, и архитектура площади должна подготовить переход от колоссального масштаба центра к уютному — историческому.

На этом примере хорошо видны и другие правила соблюдения целостности: повторяемость приема вертикальных членений всех объектов комплекса, уравновешенность соразмерных друг другу по массам и деталям пространств. Но главное — анализ «поперечного центра» показывает возможность сведения всей системы приемов формирования и трактовки архитектурной идеи и архитектурных тем открытых городских пространств к двум группам проектных задач. Первая — умение выбрать и воплотить в фасадах и планах разнообразных объектов городской среды нужную им степень расчлененности, деталировки. Вторая — умение собрать из разнородных объектов архитектурное целое, воспользовавшись специфическими для градостроительного проектирования средствами, превратить естественные всем формам городской среды различия в инструмент их соединения .