Обратный по создаваемому перспективному эффекту прием с лестницей применил арх. Бренна в Павловском парке под Ленинградом: лестница, ведущая от долины р. Славянки на небольшой холм «Большие круги», сужается вверх, а поэтому перспективно удлиняется, создавая впечатление большой высоты склона к реке. Такой же прием можно видеть в грандиозной лестнице в Одессе, уступами опускающейся к морю.
Постаменты для скульптур вначале лестницы расположены на осях парапетов, а в конце ее — по сторонам. Верхние постаменты и статуи на них крупнее по своим абсолютным размерам. Все вместе создает впечатление меньшей протяженности лестницы, приближая второй план к зрителю, находящемуся снизу перед лестницей.
Трапециевидная форма площади нашла применение и в русском зодчестве, например, в ансамбле замечательного дворца на Моховой улице — доме Пашкова. Мастерство Баженова проявилось не только в архитектуре и композиции самого здания, но и в умелом расположении его на участке.
Со стороны ворот открывается многоплановая перспектива парадного двора, на который обращены основные помещения дворца. Движение строится к главному подъезду дворца через пространство двора, расчлененного последовательно на две части по глубине. Трапециевидная форма глубоких расширяющихся в сторону основного пространства двора, активизирует движение к дворцу и выявляет его значительность. Боковые стороны вводной части двора отклонены от оси движения на углы в 8° и 10°. Они усиливают перспективу, максимально углубляя пространство, создавая раскрытие главного объема здания. Основное пространство парадного двора обрамлено корпусами-павильонами, также отклоненными в плане от оси, но на угол вдвое меньший 4° и 5°. Это ослабляет направленность движения, сосредоточивая внимание зрителя на выразительности пространства двора, подчеркивая значительность основного массива.