Недалеко от Порта Маджоре под железнодорожными путями (вход с виа Пренестина) обнаружена прекрасно сохранившаяся базилика, назначение которой тем не менее весьма трудно определить.
Сооружение, которое датируется периодом правления Тиберия, выполнено необычно. Действительно, траншеи под стены и пилоны выдолблены в туфе и затем забетонированы. Затем на уровне земли возведен свод, и лишь после оттуда удален грунт, в результате чего образовалось пространство для зала и атрия.
Получившееся таким образом помещение было оштукатурено и расписано. Зал базилики, предваряемый вестибюлем, имеет неф и два придела и заканчивается апсидой. Несимметричность и неправильная форма в плане объясняются способом, с помощью которого создавалась базилика.
Предлагались различные объяснения назначения этого сооружения, которое могло быть, например, гробницей. Еще больше запутывает дело роспись, не содержащая какого-либо ясного мотива. Большая часть ее выполнена в третьем помпейском стиле с использованием мифических и реальных сюжетов, например, Сафо, прыгающей со скалы на острове Левкада, масок и других декоративных деталей.
Между Порта Маджоре и Латераном сохранились остатки античных зданий, которые, по-видимому, были частями единого крупного комплекса, известного как Сессорий, или дворец Елены. Этот величественный дворец начал возводиться при Септимии Севере, а закончен был при Элагобале.
Комплекс включал Термы Елены, Лагерный амфитеатр, Цирк Вариана, а также остатки сооружений, на которых стоит базилика Санта-Кроче-ин-Джерусалемме. Позднее, при строительстве стен Аврелиана, часть зданий была уничтожена. Оставшиеся строения образовали широкий круг, внутри которого находился сам дворец.
Следы Терм Елены, в том числе резервуар и ряд параллельных сводов, были обнаружены в районе пьяцца ди Порта Маджоре.
Так называемый Лагерный амфитеатр находился между нынешней базиликой Санта-Кроче-ин-Джерусалемме и стенами Аврелиана. Амфитеатр в виде слегка вытянутого овала был окружен ступенчатыми скамьями, поднимавшимися до уровня третьего яруса (до наших дней сохранился лишь первый ярус и часть второго).
Здание целиком было сложено из кирпича, а снаружи было окружено поясами на пилонах, которые были украшены полуколоннами коринфского ордера. Третий ярус был закрыт тентом, как Колизей.
Через это место был проложен открытый проход длиной 300 м, который пересекал большой зал, как раз там, где впоследствии построили церковь
Санта-Кроче, и заканчивался у цирка Вариана, получившего название по домашнему прозвищу императора Элагобала. Длина цирка составляла более 500 м, а ширина превышала 100 м. Посредине проходила длинная изгородь, в которую был встроен обелиск, взятый с гробницы Антиноя, фаворита императора Адриана. На руинах самых древних сооружений теперь стоит базилика церкви Санта-Кроче-ин-Джеру- салемме.
Между церковью Санта- Кроче-ин-Джерусалемме и стенами Аврелиана — остатки комплекса, известного как Лагерный амфитеатр. Этот зрелищный центр целиком возведен из кирпича и являлся частью великолепного дворца. Внешние аркады украшены коринфскими полуколоннами.
За стенами Терм Каракаллы находилось много мест, где можно было заниматься не только физичческими тренировками, но и совершенствовать интеллектуальное развитие.
В центре комплекса находилось здание самих бань.
Часть района Малого Авентина между современными виале Авентино и виале делла Терме ди Каракал — ла находится в пределах стен Сервия Туллия. В 3 в. до н. э. здесь находился большой общественный бассейн для плавания. В этом месте находились многочисленные святилища, среди которых храм Благой богини, или богини целомудрия, и храм Исиды. Среди заметных жилых строений здесь находилась резиденция Сорнифиция, префекта и могущественного приятеля Септимия Севера, дома Каракаллы, Макрина, Фабия, Цилона и Адриана, до того как он стал императором.