Брюссель – настоящий «город Мира». Сегодня столица Бельгии настолько далека от того момента в своей истории, когда получила своё название либо от старо-фламандского «лебединого гнезда», либо от фламандского – «города на болоте».
Сегодня Брюссель – одна из интеллигентнейших столиц мира. Её достопримечательности – это история человечества и, при этом, образец того, как именно надо относиться к собственным достопримечательностям, чтобы они не перестали быть мировым достоянием.
Итак, вашему вниманию представляем красивейшую мировую площадь — Гранд-Плас.
Площадь возникла в 13 веке, стала свидетелем множества исторических событий, разрушалась и восстанавливалась.
Окруженная средневековым ансамблем зданий, фасады которых украшены большим количеством прекрасных статуй, а крыши – остроконечными башенками, площадь и сама может похвастаться различными своими достопримечательностями.
Например, 96-тиметровой башней городской ратуши всё того же 13 века. Представляете, эта достопримечательность гордиться ошибкой своего архитектора Яна ван Рёйсбрука, из-за которой получила смещение своего центрального входа относительно оси башни.
На Гранд- Плас находиться ажурное каменное здание на десяти колоннах – «Дом Королей». Название несколько необычно для помещения, в котором никогда короли не жили. Зато там жили правители Брабанта. Народ сначала назвал дом – «Домом герцогов», ну а потом – «Домом Королей».
Видать, что для людей все правители – короли. Сегодня здесь находиться городской музей истории Брюсселя. Кстати, в Брюсселе очень любят одного испанского короля – уроженца Фландрии Карла V. Вам не только покажут все мостовые, алтари, таверны, связанные с его именем, но и обязательно пригласят посетить «Омеганг» — праздничное шествие, проводимое ежегодно в честь встречи в 1549 году короля-земляка.
Недалеко от знаменитой площади есть достаточно нерадостное место – в старину матери, которые не могли сами растить своих детей, приносили сюда младенцев и клали их в ящик у барельефа лежащей святой. Монашки забирали детей с другой стороны. Сегодня каждый, кто хочет избавиться от какой-либо болезни, стремиться коснуться руки святой.
Есть в столице Бельгии и две знаменитейших во всём мире скульптурки-фонтаны. Надо отдать должное, что писающий мальчик значительно более известен, чем писающая девочка, потому что он старше почти на две с половиной сотни лет. Ведь первоначально скульптура знаменитого мальчика была не из бронзы. Её создал скульптор Ж. Дюкесно. Существует множество версий возникновения самого старого в мире писающего мальчика.
И есть, на наш взгляд, две наиболее правдивые версии. Одна – это сын герцога Готфрида Брабантского, который потерялся во время неких неспокойных действий при столкновении герцога с вассалами. Его долго искали и уже было потеряли всякую надежду найти, когда случайно слуга герцога нашёл его на это самом месте, спокойно писающим.
А вторая легенда говорит о том, что некий неизвестный мальчик таким «пионерским» способом спас жителей целого квартала от упавшей сюда горящей бомбы. Вот, выбирайте сами, что вам нравиться больше. Если захотите посмотреть знаменитый памятник-фонтан, спросите про «Маннекен пис». Просмотр гарантируется.
А, поскольку, в Брюсселе настоящий бум поклонения писающему мальчику, то в конце 20 века была создана и писающая девочка. Любители произведений Рубенса, Ван дёр Вейдена, Энсоро и Маргитты смогут получить наслаждение от посещения Брюссельского Музея изящных искусств, расположенного на Королевской площади.
А Атомиум – модель атома железа, увеличенная в 160 раз, высотой 102 метра, продемонстрирует стремление Брюсселя идти в ногу со временем.
Начнем прогулку по историческому центру города от площади Бегинаж (Place du Beguinage).
Здесь находится церковь Сен-Жан-Баптист-о-Бегинаж, построенная в 1676 году при бегинаже — общежитии общины религиозного движения бегинок. Эти женщины посвящали себя молитвам и добрым делам, не принимая формальных монашеских обетов.
Церковь не раз обвиняла бегинок в ереси, и к XIV веку большинство их общин в Европе было упразднено. Бельгия — единственная страна Европы, где эти общины продолжали существовать и позже.
Проект здания в стиле барокко составил ученик Рубенса Лукас Файдхербе. В том же стиле отделан интерьер: большая деревянная резная кафедра и высокие каменные колонны с ангелами и херувима- ми наверху.
Отсюда пройдем на юг по rue du Cypres (ул. Сипрес) к Черной башне 2 (Tour Noire), оставшейся от разрушенных городских стен XII века.
Рядом, на Place St.- Catherine (площадь Сент-Катрин), стоит церковь Св. Екатерины 3 (glise St. Catherine). Она была построена на месте часовни XII века, которая когда-то, как и Черная башня, была частью городской крепостной стены и почти полностью перестроена в 1854—1859 годах архитектором Жозефом Пулартом.
Внутри церкви можно увидеть черную статую Девы Марии с Младенцем, созданную в XIV веке. В 1744 году протестанты, разорявшие католические церкви, выбросили статую в реку Сенну, но местные католики увидели ее, выловили и спасли от гибели.
Площадь выходит на rue St. Catherine (ул. Сент-Катрин) и, пересекая на юго-востоке rue de la Vierge Noire (ул. Вьерж-Нуар), выводит путешественника на улицы с очень говорящими названиями — rue du Marche aux Poulets (ул. Марше-о-Пуле, «Куриный рынок»), далее на rue du Marche aux Herbes (ул. Марше-о-Эрб, «Рынок зелени»), которая пересекается с rue des Bouchers (ул. Буше, улица Мясников) и выходит на Grasmarkt (пл. Грасмаркт).
На этих улицах когда-то шла торговля съестными припасами. До сих пор на мощеной улице Мясников соблазны на каждом шагу. Витрины бесчисленных ресторанов заполнены всевозможными морепродуктами и кулинарными изысками, приготовленными из них. По отменным здешним ресторанам эта часть квартала получила название «Чрево Брюсселя».
От Grand-Place к юго-западу уходит крохотная rue Charles Buls (ул. Шарль-Бюль). Там, где она переходит в rue de l’etuve (ул. Этюв), вправо, к юго-востоку, отходит rue de la Violette (ул. Вьолетт), на которой находится Музей костюма и кружева 7 (Musee du Costume et de la Dentelle). На трех этажах располагается коллекция старинного и современного кружева, где есть и черные наряды для прогулок, и яркие кружевные платья для визитов, и старинное нижнее белье.
На следующем перекрестке, где пересекаются rue de l’etuve и rue de Chene (ул. Шен), на углу стоит знаменитый Писающий мальчик 8 (Manneken-pis). О его происхождении сложено много легенд: говорят, что когда-то некий мальчик таким образом спас город от пожара.
Первая фигурка из камня появилась в XIV веке и называлась «Малыш Жулиан». Современную бронзовую фигурку Писающего мальчика изваял Жером Дюкенуа в 1619 году. С 1698 года мальчику начали шить костюмы. Манекен Пис — символ столицы Бельгии! В 1985 году скульптор Дени-Адриан Де-буври создал и установил на тупиковой улочке Impasse de la Fidelite фонтанчик Писающая девочка (Jeanneke Pis).
Продолжая путь по rue de Chene до boulevard de l’Imperateur (бульвар Императёр), повернем направо и пойдем до пересечения с rue Haute (ул. От) — Высокой улицей. Она ведет к place de la Chapelle (пл. Шапель), где стоит церковь Нотр-Дам-де-ла-Шапель 9 (glise Notre-Dame de la Chapelle, 1134).
Это самая старая церковь Брюсселя, в архитектуре которой сочетаются элементы романского и готического стилей. Здесь находится часовня, где похоронен Питер Брейгель Старший, живший на rue Haute. В церкви также есть мемориальная табличка Франсуа Аннессенса, цехового мастера и борца за гражданские права горожан, казненного на Grand-Place в 1719 году, во времена австрийского господства.
Пройдя дальше по rue Haute, можно свернуть на втором перекрестке направо и выйти на rue de Minimes (ул. Миним) — улицу Миноритов, где стоит церковь Ордена миноритов 10 (glise Saints-Jean-et-etienne-aux-Minimes), известная тем, что здесь круглый год проходят концерты классической музыки.
Вернувшись немного назад, по rue Charles Hanssens (ул. Шарль-Ансан) можно пройти на rue Ernest Allard (ул. Эрнес-Аллар), ведущую в юго-западном направлении в старинный район Мароль, к place Poelaert (пл. Пуларт), которую занимает Дворец правосудия 11 (Palais de Justice, Жозеф Пуларт), огромное здание площадью 26 000 м2 и вы- сотой 104 м. Дворец был построен в 1866—1883 годах по заказу короля Леопольда II, известного своими амбициозными проектами по развитию города. С холма, на котором возвышается комплекс, открывается прекрасный вид на город, само же здание, как говорят, можно увидеть с любой возвышенности в Брюсселе.