В 1568 г. несколько скульптурных блоков нашли под палаццо Перетти (теперь палаццо Альмагиа). В 1879 г. фон Дюн первым определил памятник, как алтарь Мира.
Затем в 1903 г. начались официальные раскопки, в ходе которых были обнаружены структурные элементы алтаря и другие рельефы. Завершились раскопки в 1937 — 38 гг. После этого алтарь был собран по частям в специальном павильоне, построенном рядом с мавзолеем Августа и Тибром.
Одобренный Сенатом в 13 г. до н. э. и открытый Августом в 9 г. до н. э., алтарь должен был служить своего рода символом примирения двух политических сил — императора и Сената. Кроме того, это была явная попытка возвеличить справедливого Августа, который принес Риму долгожданный мир.
Памятник состоит из монументальной прямоугольной ограды на высоком постаменте, к которому ведет лестница. Есть два входа, главный из которых выходит на виа Фламиниа.
Структура комплекса повторяет оригинальное походное святилище даже в своем внутреннем убранстве, изображающем палисад с развешанными гирляндами. На трех ступенях внутри ограды покоится сам алтарь.
На нем изображена жертвенная церемония, проводеятели. Это род Юлиев, который шаг за шагом вел римский народ к заветной цели — миру, установленному Августом. Южная сторона обращена к городу, поэтому была самой важной. Разумеется, здесь же изображен и сам Август.
Таким образом, это довольно эклектическая работа. Очевидна взаимосвязь с греческим искусством. Образцом классического искусства является процессия (можно сравнить с фризом самого Парфенона), тогда как в основе украшений из завитков и панелей с изображениями Энея и Теллус явно лежит искусство периода эллинизма. Украшения алтаря более соответствуют типичным римским традициям.
Видны весталки, великий понтифик, жрецы, юноши и девушки из почтенных семей с поросенком, овцой и быком, предназначенными для жертвоприношения. Сама ограда богато украшена символическими рельефами.
На нижней части завитки аканта, вероятно, символизирующие родословное дерево Августа. В верхней части на сторонах входа четыре панели, две на мифологические темы, две аллегорические, изображающие Луперкал (пещеру, в которой, как гласит легенда, волчица вскормила Ромула и Рема); Энея, подносящего свинью в дар Пенатам; Теллус, Мать-Земля в мирные времена