Однажды король и королева страны великанов решили перетащить два огромных валуна в далеко в море. Король по имени Грангузье взвалил на себя самый тяжелый камень, его жена Гаргамелле камень поменьше. Однако они вскоре устали и оставили их около берега. Так и образовались два островка на побережье Нормандии, один из которых в последствии стал одним из символов Франции.
Это одна из версий, которая объясняет как появился Мон Сен-Мишель.
Другая говорит, что к архиепископу Оберу во сне явился архангел Михаил и убедительно попросил в его честь воздвигнуть часовню. Архангел был вынужден повторить свою просьбу, он даже постучал пальцем по голове Обера, только тогда архиепископ начал строительство. С этого события и берет свое начало история архитектурного чуда Франции.
Сегодня это остров, который находится в 2-х километрах от берега. С материком его соединяет дамба.
На самом деле Мон Сен-Мишель не полноценный остров. Практически постоянно он находится среди песка. И только два раза в году, когда наступают весеннее и осеннее равноденствие, его окружают вода. К слову сказать, во время отлива вода отступает на целых 25 километров. Но не только остров, а и построенный на нем монастырь архангела Михаила стал известен всему миру. Действительно, всем, кто на него смотрят, он кажется крепостью из какой-то древней истории про колдунов, великих королей и магию. Недаром он стал прообразом города Минас-Тирит из трилогии «Властелин колец».
Строился Мон-Сен-Мишель долго, на протяжении нескольких столетий. Строительство часовни было закончено около 708 года. Через 200 лет нормандским герцогом Ричардом I были выгнаны ее обитатели за разврат и безбожие, поселены же набожные, скромные монахи бенедиктинцы.
С 11 по 13 век здесь вырастали все новые и новые постройки, а старые здания перестраивались. Вместо старого также было построено новое здание монастыря. Зодчие равномерно распределили здание в длину, в высоту оно было разделено на этажи. Строители вдыхали в свои творения жизнь, им не нужны были бездеятельные постройки.
Бенедиктинцами был сооружен монастырь, состоящий из трехэтажных секций, его теперь называют Чудом. Гармония колонн, сводок и арок, держащих здание, искусность, с которой сделаны фундамент и опоры говорит о таланте и высоких знаниях этих людей. Сам процесс доставки строительных материалов на остров был весьма проблематичен. Перед Романской церковью на площади можно увидеть камни, на которых выдолблены цифры, буквы. Остается только восхищаться умом, изобретательностью участвовавших в строительстве людей.
Три этажа символичны для Средневековья. Первый этаж: на нем дают прием паломникам; на втором — богатым, сильным; третий этаж — монастырская трапезная. Трапезная — зал с узкими, скрывающимися за рядами колонн окнами, полон мистики, здесь благочестивые вкушали свою скудную пищу.
Галерея Крестового хода парит между небом и землей, над бесконечным миром. Это место познаний. Строительство галереи заканчивается в том же году, когда канонизирован Франциск Ассизский — в 1228.
Оборонные укрепления замка, опоясывающие церковь, монастырь и деревню, построены, чтобы защищаться от старого врага — Англии. Здесь цветет розовая валерьяна в трещинах между камней. Это сочетание грубой силы и красоты придает укреплениям умиротворенности.
В 1790 году монастырь был закрыт, позже стал государственной тюрьмой. В 1863 его реставрировали и открыли для посещения туристов.
Из-за своего расположения, монастырь часто служил укреплением и боевым форпостом. Однажды он даже пережил 30-летнюю осаду, но так ни разу в своей истории не был захвачен.
Сегодня ж его постоянно атакуют несметные толпы, однако не воинов, а простых туристов. Сюда каждый год приезжает 3 миллиона человек. Вряд ли что-то выдержит такой натиск, это не удалось и Мон Сен-Мишель. Хотя думается, никто от этого не пострадал 🙂