Для жилой застройки были разработаны три основных образцовых проекта: каменные двухэтажные дома с разрывами между ними, такие же каменные дома со «сплошной фасадой» и деревянные на каменных погребах со сводами. Простейшим элементом типовой жилой застройки стал двухэтажный дом для одного владельца протяженностью 8 сажен.

Дом для двух владельцев проектировался из двух таких секций. Дом со «сплошной фасадой» составлялся из таких же секций, но с несколько видоизмененной планировкой. Вариантность проектов, исходящую из однотипных секций сдвоенных и сблокированных домов, здесь впервые разработали для городского жилого строительства. Типовые проекты жилых домов тесно связывались с общим планом застройки города. Каждый тип здания был закреплен за определенными районами и кварталами города.

Жилые дома, построенные в Твери по «образцовым» проектам 1763—1767 гг., сохранившие свой первоначальный облик, имеют оконные проемы, обрамленные наличниками, и филенки, создающие ритм вертикальных членений, что в сочетании с гладью стен служит основным мотивом композиции фасадов этих зданий. Все архитектурные детали — наличники, филенки, карнизы, пояса — выполнены не штукатуркой и лепниной, а простым выпуском кирпича. Стены покрыты по кирпичу обмазкой, фундаменты сложены из бутового камня.

Опыт строительства Твери по образцовым проектам учитывался и в других городах уже в те же годы. В середине же 70-х гг. Петербургская комиссия строений на основе «образцовых» проектов Твери составила две группы типовых проектов. Первая включала пять типов фасадов жилых домов, вторая — три варианта зданий с лавками. Эти чертежи прилагались к утвержденным комиссией планам городов для обязательного применения в застройке. Но типизированы были лишь уличные фасады; наружные украшения, внутренняя планировка и дворовые фасады могли быть любыми, «какие кто желает». С этого времени при утверждении планов городов предлагали строить не «против Твери», как указывалось ранее, а строить «против прочих вновь возводимых городов». Присланные из Петербурга проекты детально разрабатывались на местах применительно к местным условиям.

В это время начинается перестройка Казани, Астрахани, Ярославля, Осташкова, Торжка; составляются планы Каргополя, Оренбурга, Дорогобужа, Бедгорода, Воронежа и других городов провинции. Возникают и некоторые новые города, как, например, Богородицк.

Лучшие из проектов, осуществленных в натуре, отвечали требованиям регулярной планировки и реальным условиям развития города, особенностям его рельефа и сложившейся застройки. Но строительство по типовым проектам не исключало своеобразия застройки каждого города. Например, в отличие от Твери план застройки Казани разрабатывали исходя из исторически сложившейся планировки города. Хотя Казань после большого пожара 1765 г. должна была отстраиваться по тверским проектам, дома не построили «сплошной фасадой».

За исключением Петербурга с его большой плотностью населения, Твери и некоторых улиц Москвы, жилая застройка «сплошной фасадой» не осуществлялась, несмотря на то что в планах ей неизменно отводилось место. Города заселялись недостаточно плотно, так как еще господствовали традиции усадебного заселения, и опыт Твери в этом отношении оставался неиспользованным.

Количество составленных и утвержденных планов городов в 60—70-х гг. XVIII в. по сравнению с последним двадцатилетием века не велико, но значение этого периода в развитии русского градостроительства огромно. В это время в основном разрабатывались принципы проектирования и массовой застройки провинциальных городов, получившие впоследствии, в конце XVIII — начале XIX в. широкое распространение в русском градостроительстве. Не случайно к этому времени относится большинство градостроительных указов, имевших значение законов в области строительства. Вместе с тем это был период проведения генерального межевания и геодезической съемки городов, подготовки необходимых кадров планировщиков в Петербургской комиссии строений, при Каменном приказе в Москве, в «командах» архитекторов.

Наибольшим достижением русского градостроительства 60—70 гг. стало централизованное составление и осуществление под контролем государства проектов планов городов и руководство их массовой застройкой. Но, тем не менее, не все проекты городов были должного качества. В некоторых из них допускалось механическое применение регулярной системы в плане города, игнорировался естественный рельеф. Это видно, например, в плане г. Сер- пейска, имеющего очертания правильного восьмиугольника, форма которого противоречила и внутренней планировке города, и условиям рельефа местности.