Замок не всегда входил в систему городских укреплений; и в то же время он мог не отделяться, как Несвижский, от города. Таким был замок Сапегов в Гольшанах. К настоящему времени сохранились развалины примерно одной четвертой части сооружения. Валы исчезли, частично уцелел только ров с водой. Замок представлял собой прямоугольное, замкнутое здание с квадратным двором. Окружающие двор строения имели три этажа. По одной из длинных сторон располагались въездные ворота. Против них находилась домовая каплица, в отличие от предыдущего периода стоящая не отдельно, а включенная в здание. Она была почти лишена декора.

Фасад со стороны ворот отличался монументальной простотой. Гладкие расчлененные узкими поэтажными поясами стены фланкировали стройные шестигранные башни. Арочный портал был обрамлен архивольтом. Сравнение фасада этого замка с фасадом замка в Мире выявляет перемены в архитектуре, происшедшие в течение столетия. Вместо мощных оборонных стен

XVI в. здесь — фасад жилого дома. Нет над- вратной башни. Башни замка стали меньше и стройнее, в них располагались жилые и хозяйственные помещения. Однако замок не потерял оборонного значения. Башни по- прежнему являются сторожевыми, а разница в величине окон первого этажа дворового и наружного фасадов свидетельствует о том, что сводчатый первый этаж во время осады является убежищем. Сохранившиеся части сооружения лишены декора.

Композиция наружного фасада замка в Гольшанах напоминает современные ему западноевропейские замки, например замок Боссенштеен под Антверпеном или также под Антверпеном замок Клейдаель. Однако замок в Гольшанах отличается другими пропорциями, массивностью, несколько иной планировкой помещений.

Ввиду малой сохранности замка трудно судить о его планировке. Можно утверждать только, что сторона справа от входа предназначалась для парадных помещений, так как в угловой части располагался большой квадратный зал, крестовые своды которого опирались на четыре столба. Как и в замке Старого Быхова, зал в Гольшанах не занимает центрального положения в композиции замка.

Зал в Гольшанах не сохранил внутреннего убранства, судя по описаниям прошлого века, его стены были покрыты живописью. К наружному углу примыкала находящаяся в башне комнатка со сводами, покрытыми лепниной геометрического характера, близкой к лепнине костельных сводов этого периода.

На втором этаже в башне сохранился почти в первоначальном виде небольшой кабинет, купол которого покрыт штуковы- ми кессонами. Штуковая декорация камина свидетельствует о своеобразно понятых методах декорировки по гравюрам Фреде- мана де Фриса.

В развалинах замка в Смолянах, вероятно, современника голыпанского замка, на фасаде башни находится штуковое обрамление, детали которого близки деталям камина в Гольшанах и в еще большей степени свидетельствуют о связях с нидерландской архитектурой.

На территории Речи Посполитой городом, где наиболее полно сказались традиции голландской архитектуры, был Гданьск. Здесь в 1602—1605 гг. А. ван Обберген построил арсенал, который явился образцом для зданий многих городов, связанных с Гданьском.