храм Покрова на Рву

Образование централизованного государства и сопутствующий этому процессу подъем национального самосознания русского народа после окончательного освобождения от татаро-монгольского ига создали необходимые предпосылки для дальнейшего развития культуры и развертывания обширного государственного строительства. В этих условиях естественно возникновение нового архитектурного типа — высотного сооружения, храма-памятника, который является наиболее ярким архитектурным выражением нового этапа в развитии Русского государства.

Церковь Вознесения в Коломенском, расположенная в подмосковной царской усадьбе на берегу Москвы-реки, была одним из первых сооружений такого рода. Эта церковь была построена при царе Василии III — наследнике Ивана IV, справедливо названного народом Грозным. По своей высоте (62 м с крестом) она превосходила все предшествовавшие ей высотные сооружения в русской архитектуре. Высотная архитектурная композиция коломенской церкви связана с народными традициями деревянного зодчества.

Ведущее значение крепостной архитектуры в XVI в. сказалось и в церковном зодчестве. Башнеобразный характер храмов обнаруживает общее родство их с дозорными вышками. Возможно, что некоторые из них выполняли одновременно и функции сторожевых башен.

Особенность крестообразного плана церкви составляют строгая центричность и отсутствие в нем существенного признака культового здания — апсид. Он напоминает план древних деревянных церквей.

Здание выстроено из кирпича. Почти все архитектурные детали выполнены из белого камня. Вертикальный объем расчленен по высоте на три части: стоящий на подклети четверик, над ним восьмерик и, наконец, шатер с плоской главкой на барабане. Внутреннее помещение храма вследствие утолщения стен незначительно. Большая высота и обилие света, падающего сверху, создают впечатление необычной воздушности небольшого помещения храма-памятника.

Храм Покрова на Рву
Храм Покрова на Рву

Церковь, поставленная на крутом берегу Москвы-реки, господствует над окружающей природой. Терраса — гульбище с открытыми лестницами — как бы связывает основной объем с холмом.

Цельность, органичность форм и гармоничная связь с окружающей природой позволяют отнести это сооружение к числу лучших памятников мирового зодчества. Коломенская церковь оказала огромное влияние на последующее развитие русской архитектуры. Тип стройной высотной композиции в ансамбле стал с этого времени характерным для городской, сельской и монастырской архитектуры.

Церковь Иоанна Предтечи в селе Дьякове, близ Коломенского, была построена в ознаменование принятого в 1547 г. Иваном Грозным царского титула. Она представляет собой восьмигранную башню, увенчанную плоским куполом. По диагоналям плана сгруппированы отдельные башни, значительно меньше главной башни. Благодаря контрастному сопоставлению главной и четырех малых башен достигнуто впечатление большой монументальности. Широкий и массивный барабан средней башни окружен восемью мощными полуцилиндрами. Завершение церкви вызывает ассоциацию с короной.

Пышный и торжественный характер храма-памятника вполне соответствует величию этого события.

Значительное событие в жизни русского народа запечатлено в величайшем памятнике архитектуры — храме Покрова на Рву (Василия Блаженного) на Красной площади в Москве. В нем отражено торжество русского народа, освободившегося от иностранного ига и подчинившего себе Казанское и Астраханское ханства.

Собор построили русские зодчие Барма и Постник в 1555- 1560 гг.

Сложная композиция из 9 башен создалась не случайно: каждая из церквей должна была посвящаться тем святым, дни почитания которых совпадали с днями ожесточенных боев за Казань. Название собора (Покровский) объясняется тем, что решающий штурм Казани был победоносно завершен в день праздника Покрова.

В основе архитектурной композиции здания лежит простая и ясная схема плана: в центре помещена главная шатровая башня, остальные 8 столпов расположены по осям и диагоналям квадрата вокруг нее. Открытая галерея обходила вокруг всего здания и соединяла отдельно стоящие церкви между собой. Здание поставлено на высокий подклет. Храм повернут к Кремлю под углом, что дает возможность видеть максимальное количество башен с Красной площади и Москвы-реки.

Важнейшую особенность архитектурного облика Покровского собора составляет гармоничное единство композиции здания при множественности составляющих ее элементов. Зодчие умело использовали старинный опыт русской архитектуры: крытые крыльца с шатрами, галереи с висячими гирьками — гульбища, ярусы полукруглых и треугольных кокошников, затейливое оформление куполов и др.

Богатство и разнообразие декора достигнуто умелым сочетанием простейших элементов из кирпича, изразцов и белого камня (фото 56).

«Трудно найти в нашем зодчестве сооружение, где поразительное разнообразие подробностей было бы приведено к такому равновесию, где сама идея многообразия и единства была бы выражена с такой природной художественной силой», — так оценивает художественные достоинства храма автор книги «Страницы каменной летописи» Л. Волынский.

Небольшое внутреннее пространство, скромная отделка интерьера составляют характерную черту всех трех рассмотренных храмов-памятников. Эта особенность наряду с отсутствием ясно выраженного главного фасада здания сближает их со скульптурными монументами, рассчитанными на всестороннее обозрение снаружи.

«Узорчатый» стиль и нарышкинское барокко в Москве и провинциях в XVII в.

Политический строй XVII в. являлся дальнейшим развитием системы централизованного государственного управления.

Значительную роль в политической, экономической и культурной жизни государства играли поместное дворянство, купечество, верхние слои посадского населения. К концу XVII в. была преодолена экономическая раздробленность внутри страны и образован всероссийский рынок. С этого времени начинается новый период — формирование капиталистических отношений.

В русской архитектуре получили свое отражение сложные социально-экономические процессы, способствовавшие превращению Русского государства в обширную многонациональную Российскую империю.

Расширилась социальная среда, финансировавшая строительство монументальных дорогостоящих сооружений.

Сложный и многообразный процесс развития русского зодчества данного периода можно условно разделить на три периода:

I — начало XVII в. — в условиях борьбы с иноземной интервенцией и экономической разрухой строилось мало монументальных сооружений. Характерна разработка старых традиционных приемов и художественных форм в архитектуре.

II — середина XVII в. — период бурного строительства в Москве и провинции. Богатое купечество определяет новые художественно-стилистические особенности нарядной «узорчатой» архитектуры.

III — конец XVII в. — складываются основы абсолютистского государства; преобладает светский характер в культовом зодчестве. Архитектура достигает высокого художественного совершенства и стилистического единства.