Здание 12 коллегий
Здание 12 коллегий

Парадный характер Кунсткамеры определяется не только местоположением здания, но и его назначением. Это было одно из первых в России зданий, специально предназначенных для размещения научных учреждений. Здесь находились первый общественный музей, первая библиотека и обсерватория. В этом же здании работали до конца XVIII в. учреждения Российской Академии наук, основанной указом Петра I.

Здание 12 коллегий было построено по проекту Доменико Трезини (1722-1742) для размещения петровских коллегий — высших государственных учреждений, явившихся прообразом министерств. На Неву выходит боковой фасад, основной объем протянулся почти на 500 м в глубь острова. Главный фасад расчленен на двенадцать совершенно одинаковых частей, каждая из которых имеет свою кровлю, свой архитектурный центр, а в XVIII в. имела и свой отдельный вход.

Над рустованным нижним этажом с большими полукруглыми окнами поднимаются два верхних этажа, объединенных пилястрами. В центре каждой из частей — небольшой выступ, выделенный балконом второго этажа и завершенный фигурным фронтоном. Ритмическое чередование одинаково обработанных красно-белых частей фасада усиливает впечатление регулярности и организованности.

Здание 12 коллегий
Здание 12 коллегий

До настоящего времени сохранилась возведенная М. Г. Земцовым в 1731 — 1734 гг. церковь Симеона и Анны на углу Моховой и Симеоновской (Белинского) улиц. По художественному решению она во многом напоминает Петропавловский собор. Как и Д. Трезини, М. Г. Земцов возводит над западной частью здания высокую колокольню, но взлет шпиля не столь стремителен, линии всей постройки мягче и плавнее. Колокольне противостоит большой надалтарный купол.

Недалеко от Симеоновской, на ул. Пестеля, в 30-х гг. XVIII в. построена Пантелеймоновская церковь по проекту архитектора Коробова в честь побед русского флота при Гангуте и Гренгаме. Земцов и Коробов активно участвовали в работе «Комиссии о санкт-петербургском строении», учрежденной в 1737 г. Руководителем и организатором работы этой комиссии был выдающийся русский градостроитель П. М. Еропкин. С его именем связано составление плана, наметившего основные пути развития Петербурга. В то время от здания Адмиралтейства лучеобразно отходили две «першпективы». К ним Еропкин добавил третью — Гороховую улицу, создав стройную трехлучевую композицию, которая до сих пор определяет особенности планировки центральной части города. До Еропкина над генпланом Петербурга работал приглашенный из Франции известный архитектор Леблон.

Леблон предполагал распланировать город на Васильевском острове, окружив его крепостными сооружениями в виде эллипса. Этот остров он предполагал покрыть сетью продольных и поперечных каналов, однако его план был нереальным. Попытка перенести центр города в глубь Васильевского острова шла вразрез с естественными тенденциями развития Санкт-Петербурга. План этот так и остался неосуществленным, однако он стал, одной из причин большого размаха строительства в 20-30-е гг. XVIII в. на Васильевском острове.

В 1713 г. Петр I основал мужской монастырь в память победы, одержанной новгородским князем Александром Невским над шведами на берегу Невы, у места впадения в нее Черной речки.