Общая тенденция петровской эпохи — вытеснение каменных сводчатых потолков деревянными перекрытиями. Дерево применяли и в каменных конструкциях для перекрытий и стропильных крыш. Плоские перекрытия составляли балки прямоугольного сечения с накатом из толстых досок и деревянным основанием пола. Междуэтажные перекрытия делали по принципу разобщенной конструкции, то есть с самостоятельными балками для потолка и пола, что обеспечивало хорошую звукоизоляцию.

Внутренние стены не использовались для опор. В помещениях больших пролетов конструкция деревянного потолка подвешивалась с помощью металлических хомутов и тяжей к фермам, которые опирались, в свою очередь, на наружные стены. Проемы в стенах перекрывали кирпичными арками или перемычками. Арки имели полуциркульные очертания. Перемычки делали из кирпича, белого камня (реже из блоков песчаника и гранита) двух основных видов — клинчатой и прямой (балочного типа) с металлическим связями. В петровское время широко применяли кирпичные антаблементы с керамическими продольными блоками и плитами плинфы.

Внутренняя планировка строилась вокруг центрально расположенного вестибюля с лестницей, которая вела в главный, парадный прямоугольный двусветный зал, находившийся на оси здания. Зал — парадное помещение для ассамблей — стал новшеством эпохи. Зал этот распространялся не в ширину, а в глубину по отношению к главному фасаду. Помимо зала устраивали еще несколько приемных комнат. Число помещений возросло, но сами они уменьшились. При небольшой высоте комнат, однако, усилилась освещенность помещений: размеры окон стали больше.

Анфилада — самый распространенный в петровское время вид планировки жилых зданий и дворцов. Проемы между комнатами помещали на одной оси. Анфилада давала сильный пространственный эффект — глубокую перспективу, ритмически расчлененную поперечными стенами, но сохраняющую при этом цельность. В такое пространство хорошо вписывался ритуал парадных приемов и праздников.

Первый этаж отводили для служебных помещений и для прислуги, второй этаж был парадным. Важным новшеством стало появление внутренней парадной лестницы. Ранее этажи соединялись внутристенными лестницами, лестницами в специальных пристройках, или на второй этаж поднимались прямо с улицы. Теперь парадный вестибюль с нарядным порталом и открытыми лестницами стал своеобразным «красным крыльцом» и хорошо удовлетворял требованиям репрезентативности.

Первый домик Петра I был сделан из обтесанных с обеих сторон бревен, крыт дощечками в виде черепицы и состоял из двух небольших комнат, разделенных узкими сенями и кухней. Домик вначале был выкрашен под кирпич. В доме сени разделяли две светлицы с высотой комнат 2, 5 м. Домик имел большие широкие окна. Кровля — высокая, четырехскатная, крытая гонтом с изображением мортиры и двух бомб в знак того, что здесь живет бомбардир-капитан.

Личные требования Петра I к жилью были весьма скромны. В своих дворцах он останавливался на короткое время в перерывах между поездками.

Петр I любил жить в небольших, уютных, низких комнатах. Внутренние стены комнат были обиты выбеленною холстиной, косяки, двери, ставни и все семнадцать окон были расписаны букетами разных цветов. Рамы в окнах были сделаны из свинцовых желобков. Одна комната служила столовой и спальней, в другой — Петр I занимался делами и принимал своих сановников.

Зимний дворец — это скромное двухэтажное здание с высоким крыльцом, оформленное пилястрами и фигурными наличниками окон. Первый Зимний дворец Петра I — двухэтажное здание с мезонином на высоком подвальном этаже, он был построен в 1708 г. С обеих сторон — низкие служебные флигеля. Двое ворот с фронтонами с моделями кораблей вели во двор. В 1716 г. был создан второй Зимний дворец. Фасады его были просты, средняя часть была подчеркнута пилястрами, треугольным фронтом и декоративной скульптурой. Стены были почти у воды. Сад был отделен от служебных флигелей галереей. Жилые комнаты были отделаны голландскими изразцами.

Примером жилья петровского времени является импозантный дворец сподвижника Петра I — А. Д. Меньшикова. Дворец А. Д.Меньшикова в Петербурге — кирпичный дом, имеющий три этажа на высоком полуподвале. Он был выстроен на европейский манер.

Каждый этаж по фасаду был обработан пилястрами определенного ордера.Трехъярусная ордерная система дворцовых фасадов с поярусными ритмичными рядами пилястр исходила из архитектуры Возрождения. В центре — высокое крыльцо с колонным портиком, по сторонам — резко выдвинутые вперед выступы — ризалиты, с фигурными завершен иями под княжескими коронами, высокая кровля с переломом, крытая медными листами, — все было непривычно для здешних мест, все говорило о влиянии барокко. Большой парадный вестибюль со сводами и колоннами, со скульптурами в нишах проходил насквозь от главного — невского — фасада до дворового. Здание венчали золоченые княжеские короны. Вдоль крыши тянулась балюстрада с деревянными статуями. Четыре колонны у входа поддерживали большой балкон, на котором играл оркестр при встрече гостей.

В 1720 г. были построены Кикины палаты, принадлежавшие сподвижнику царя Александру Кикину. Это редкий образец дворца петровского времени. Дом был двухэтажный на подвалах, каменный, который мало чем отличается от первого Зимнего дворца царя. Два боковых ризалита были вынесены за основную линию фасада. Ризалиты и центральная часть были завершены фигурными фронтонами. Палаты отличали высокое крыльцо, белые декоративные детали на ярком фоне, изощренной формы завершения боковых выступов с овальными слуховыми окнами.

Барокко в Москве было представлено белокаменными палатами князя М. П. Гагарина (1707—1708 гг.), Лефортовским дворцом в Немецкой слободе и Головинским дворцом. После кончины Ф. Я. Лефорта Петр I подарил этот дворец А. Д. Меньшикову. Фасады дворца были расчленены ритмом пилястр большого коринфского ордера; по сторонам выездной арки их ритм менялся, и они составляли пилястровый портик с фронтоном. Ордерная система придавала дворцам петровского времени нарядный и репрезентативный облик. Лефортовский (или Петровский) дворец на Яузе состоял из трех квадратных в плане объемов, соединенных небольшими сенями. В центре располагался зал, высота которого превосходила все иные помещения. Помещения парадного этажа были подняты на высокие подклеты. Головинский дворец или дом генерала- адмирала Ф. А. Головина был интересен тем, что уже вначале XVIII в. в нем была возведена междуэтажная парадная лестница внутри здания и также двусветный зал, превосходящий остальные помещения и площадью, и высотой.