Стремление к простоте и влияние современных конструкций на выразительность архитектуры

Архитектура 1924-1933

Во многих постройках 1918-1924 гг. можно уже найти легкие отклонения от традиций классицизма и ренессанса. Главной причиной этого были новые требования и новые конструкции и стремление архитекторов примирить их с методами классическими или ренессансными.

Теперь же следует рассмотреть проекты, осуществленные в 1924-1933 гг., все еще базирующиеся на классических принципах, но с еще меньшей близостью к традиционным стилям и методам: в одних это выражено полным отказом от декора, что привело к простоте, доходящей до суровости, в других частично выявлена новая конструкция и подчеркнута характерность приемами, не связанными с традиционными стилями.

Такие постройки относятся к переходной стадии. Уже были рассмотрены некоторые постройки 1919-1924 гг., авторы которых, придерживаясь классических или ренессансных традиций, стремились в то же время к большей простоте.

В 1924-1933 гг. в некоторых постройках обнаруживаются те же тенденции, но более ярко выраженные и сочетающиеся с некоторыми другими.

Прежде всего следует рассмотреть самый процесс упрощения, который развивался с начала столетия и достиг кульминации в начале 30-х годов. Архитектура, лишенная украшений, доставляет эстетическое удовлетворение в том случае, если она обладает безукоризненными пропорциями; кроме того, она будет интересной и выразительной при условии определенной композиционной законченности.

Декор сам по себе при правильном его применении может обладать большой выразительностью, и если его не заменить чем-либо другим, выполняющим те же — функции, архитектура больше потеряет, чем выиграет.

Когда декоративные элементы применяются в избытке, без правильного отношения к основным формам сооружения, применяются навязчиво, здание становится аляповатым и безвкусным, красота превращается в свою противоположность.

При правильном использовании декор придает выразительность архитектуре здания, вносит в нее разнообразие, расчленяя гладкие поверхности, служит средствами акцента и пунктуации, повышает эффекты светотени и в некоторых случаях что-то говорит о назначении постройки.