Во второй половине XIX в., с ростом населения и особенно после введения обязательного обучения, понадобилось большое количество новых школ. Школьное строительство начало быстро расширяться: начальные школы, размеры которых увеличились, редко строились одноэтажными, преобладали трехэтажные или даже четырехэтажные здания. Классные помещения размещались обычно по-старому — вокруг большого зала. Однако в начале нашего столетия, когда здравоохранению-стали уделять больше внимания, получает распространение более свободный прямоугольный план здания.
В книге Феликса Клей, посвященной современной школьной архитектуре, в качестве положительных примеров приводятся уэстрандингская школа Малтби в Йоркшире и школа в Миддль Крофтс в Дербишире; первая построена в 1912 г., а вторая — в 1926 г. Оба здания типичны для школ, строившихся как перед первой мировой войной, так и после войны. Первая из них состоит из построек, окружающих прямоугольный двор; канцелярия и актовый зал расположены справа и слева от главного входа, классные помещения окружают двор с трех сторон. Классы ориентированы на северо-северо-запад и юго-юго-восток. Школа в Миддль Крофтсе смешанного типа; большой зал расположен между двумя равных размеров прямоугольниками внутренних дворов, с коридорами с внутренней стороны и классами — с наружной. Классные помещения выходят на-север и на юг.

Школы с коридорами, идущими со стороны двора, и классами, расположенными вдоль наружных стен, типичны для этого времени. Можно встретить дворы, открытые с одной стороны; в городах же, более густо населенных, часто строят двух-, трех- или даже четырехэтажные, прямоугольные в плане школьные здания без дворов.
Во всех этих школьных зданиях принципиально сохранялась старая симметричная планировка. Количество учащихся учитывалось редко: иногда детям слишком тесно, иногда же школы, точно дворцы, слишком просторны.
С конца первой мировой войны началось постепенное изменение проектов школьных зданий, сначала незначительное, но к концу 30-х годов более решительное. Важный вклад в школьное строительство внес В. М. Дудок, работавший в голландском городе Хильверсуме в 20-е годы. Но прежде чем рассматривать его работы в этой области, небесполезным будет отметить главные изменения в проектировании школьных зданий, происшедшие в 20-е и 30-е годы нашего века.
Одним из наиболее важных новшеств, проявившимся, правда, лишь в небольшом числе школьных зданий, был отказ от плана формально симметричного и переход к более удобным нерегулярным и гибким планам. Другими словами, целью проектирования перестало быть приятно выглядящее симметричное здание; ему предпочли здание, соответствующее назначению и заботе о здоровье учащихся. Если симметричное здание соответствует своему назначению, пусть оно таким и остается, но в школьной архитектуре такое соответствие встречается редко.

Традиционно школы строились симметричными ради симметрии, и об этом заботились больше, чем о том, чтобы утреннее солнце проникало в классы. При проектировании новых школ в результате изменившихся требований стремятся к наибольшей гибкости, допускающей пристройки и перестройки. В симметричных проектах такая гибкость невозможна. Как бы то ни было, большинство европейских школ после первой мировой войны и приблизительно до 1935 г. строилось с формально симметричными планами, даже в тех случаях, если новые цели школьного строительства осознавались заказчиками и строителями. Поэтому прогрессивные проекты были только исключениями.
Основные принципы строительства как начальных, так и средних школ оставались прежними. В школьном здании должны были размещаться помимо классных помещений, актового зала, столовой, гимнастического зала и библиотеки также рисовальный класс, кабинет для научных занятий, спортивные площадки, не считая служебных помещений и комнат преподавателей. В пансионатах были необходимы, кроме того, спальни и другие дополнительные помещения вроде общих комнат для занятий и кухни. При планировке школ обязательны были два важнейших условия: помещения должны быть удобно расположены одно по отношению к другому; те же помещения, где учащиеся проводят большую часть времени, т. е. классы должны получать максимум солнечного света (второе требование во всяком случае обязательно для школ северной части Европы).

Некоторые считают, что удобство расположения отдельных частей школьных зданий сводится к их компактности. С другой же стороны, наблюдается тенденция к строительству одноэтажных школ, как якобы наиболее соответствующих своему назначению. В небольших начальных школах достичь компактности нетрудно, труднее добиться ее в одноэтажном здании школы больших размеров. Сторонники одноэтажных школ считают преимуществом возможность более свободной планировки и хорошей ориентации. При отсутствии большой компактности в одноэтажном школьном здании все же легче создать удобную и контролируемую связь между отдельными помещениями. Окончательное решение вопроса, должна ли школа быть одноэтажной, двухэтажной или трехэтажной, в каждом случае зависит в основном от размеров строительного участка; при ограниченной площади приходится часто в силу необходимости строить двух- или трехэтажное здание. Можно все же привести два примера современных школ, выстроенных в прогрессивном духе и имеющих три или четыре этажа, несмотря на то, что ограничений в размерах строительного участка не было: это известная школа в Зеебахе в Швейцарии, выстроенная по проекту доктора Рональда Рона, и средняя школа для девочек в Стокгольме, спроектированная архитекторами Н. Арбом и X. Цимдаль.