В 1774 г. матушка Энн Ли и еще восемь членов «Общества верующих во Второе Пришествие Христа» (шекеры), спасаясь от преследования по религиозным мотивам в Англии, основали общину в Новом Свете. Шекеры жили в общинах единоверцев.

К 1794 г. в Новой Англии насчитывалось одиннадцать деревень шекеров, в которых жители вместе трудились, а собственность считалась общей. Стиль их деревянной архитектуры отражал потребности общины.

Первые здания, возведенные в 1780-х гг., были молитвенными домами. Неотъемлемой частью религиозных ритуалов были танцы. К тому времени эти танцы являлись уже более ритуальными, с элементами хореографии, чем первые бешеные пляски и тряска, от которых общество и получило свое название (шекеров еще называли «трясунами»).

Первый этаж представлял собой свободное пространство для молитв и танцев, в него вели две входные двери, правая для сестер, а левая — для братьев. Второй этаж отводился для религиозных лидеров, которые жили над молитвенным залом, отдельно от других жителей деревень, что помогало им сохранять свою высшую духовную чистоту.

Внешне эти строения напоминали англо-голландскую архитектуру долины реки Гудзон и Южного Коннектикута, с мансардными крышами и черда-

ками, которые использовались как жилые помещения для пожилых людей. Это были единственные здания, выкрашенные в белый цвет в соответствии с установленными шекерами правилами Закона Царствия Божьего, чтобы подчеркнуть их уникальную символику и роль в стремлении обрести земной рай. Впоследствии по их образцу строились жилые дома для мирян, только более масштабные.

Хотя здания шекеров предназначались для практических целей и напоминали стандартные фор-

мы строений того времени, их общинный масштаб часто порождал новые технологии, привлекавшие большой интерес со стороны.

Широко известен Круглый амбар в деревне Хэнкок. Построенный в 1826 г., он сгорел в 1864 г., но потом был выстроен заново, с круглым сеновалом и восьмиугольным куполом, опиравшимся на центральный деревянный каркас. Его форма свидетельствует о стремлении секты к эффективности и порядку. Сооружение имеет два уровня, в каждый из которых можно попасть прямо с земляных

насыпей. Сено хранили на верхнем ярусе, откуда один из братьев мог сбрасывать его скотине, размещавшейся на нижнем ярусе. Навоз можно было собирать на нижнем ярусе и вывозить на поля. Несмотря на очевидную практичность строения, оно оставалось единственным в своем роде, и его планировка в корне противоречила религиозным нормам, рекомендовавшим для строений прямые углы и ровные стены.

Как и у других протестантов, в основе верований шекеров лежал постулат о том, что постоянный

труд спасает от праздности, а значит, и от греховности. Для братьев и сестер строились отдельные мастерские, в которых они изготавливали различные предметы для собственного пользования и на продажу.

Изделия шекеров, как и их архитектура, отражали то большое значение, которое они придавали мастерству. Поскольку процесс работы приближал работающего к Богу, то и конечный продукт должен был отражать святость мастерства. Как следствие этого, столярные изделия шекеров простые

и надежные, а у их зданий часто отличные пропорции и искусная отделка. И в то же время здание прачечной в Хэнкоке демонстрирует, насколько нетипичными могли быть шекеры, когда переделывали свои строения.

Шекеры вовсе не считали свои дома вечными монументами. По их мнению, строительство только идеальных зданий для богослужения и для работы отвечало как небесным, так и земным требованиям.

НОРВЕГИЯ