Здесь был создан новый вариант свода и достигнуто большее единство наружного и внутреннего вида. Как и в гордеевской церкви, средняя глава стоит здесь на двухъярусном восьмигранном барабане, а четыре дополнительных треугольных лотка придают своду красивую звездообразную форму. На глубоких распалубках, подобных Введенскому собору, стоят световые барабаны, а сами распалубки выявлены снаружи дополнительным крещатым ярусом, похожим на верхи некоторых деревянных церквей. Новый, более совершенный тип свода Рождественской церкви сочетал в себе предшествующие покрытия Сольвычегодского собора и церквей в Устюжне и селе Гордеевке.

Рождественская церковь была построена в торговом центре нижнего посада на склоне горы против слияния Оки с Волгой. Высокая пятиярусная колокольня сдвинута к югу, на более высокий уровень, что позволило зрительно увеличить ее высоту и открыть западный фасад церкви. В этой живописно уравновешенной композиции принцип асимметрии целого выступает в единстве со строгой симметрией отдельных частей и чертами регулярности. Нижний этаж включал одностолпную палату и кладовые. На втором этаже невысокая трапезная ведет к небольшому проему в восточной стене, богато декорированной белокаменными пилястрами, антаблементом и резными картушами, через который неожиданно раскрывается высокий залитый светом храм с многоярусным ордерным иконостасом на фоне белых стен. Галерея этого помещения, гермообразные пилястры и живопись в виде панно в простенках между окнами придавали храму сходство с дворцовым залом, отличаясь в то же время от интерьера Сольвычегодского собора большей камерностью.

В создании торжественно праздничного образа Рождественской церкви большую роль играет динамическая композиция здания, построенная н& сочетании вертикальных и горизонтальных объемов. Вертикальность основного объема, ритмическое убывание его масс по высоте и компактность группировки глав дополняются выявленными снаружи распалубками свода, акцентирующими середины фасадов четверика, внося в его композицию элемент ступенчатости. Богатство белокаменного декоративного убранства на фоне цветных стен не затемняет ясности объемной композиции здания. Ритмическая повторяемость оконных проемов в обрамлении тонко прорисованного многоярусного ордера сообщает единство всей композиции. Здесь ордер еще сильнее, чем в Гордеевской церкви, связывает все элементы здания — основной объем, алтарные апсиды, трапезную и притвор — в одно целое. Это унифицирует отдельные части и наряду с ярковыраженной этажностью придает всему зданию светский, не церковный характер. Ближайшим предшественником этой строгановской постройки в отношении ее пятиглавия была церковь Параскевы Пятницы в Москве, построенная на средства князя Голицына, но здесь главы были декоративными, как и в упомянутой ранее Успенской церкви 1678 г. в Нижнем Новгороде, и в их прообразах — деревянных церквах.