Начиная исследование приходских церквей, иконография которых испытала наибольшее влияние идейно -художественных программ культовых зданий «нищенствующих орденов», стоит сказать о том, что история сооружения каждой из церквей носит индивидуальный характер. Например, история сооружения приходской церкви Нотр-Дам- ла-Дальбад (Notre-Dame la Dalbade — франц. Или Gleisa Nostra Dona la Dalbada — оксит.), как и истории сооружения большинства приходских церквей Лангедока (да юга Франции вообще), ведет свое начало с древних времен, примерно с VII столетия (когда о ней есть первые упоминания). Причем упоминается одна очень интересная особенность, которая была совсем не характерна для архитектуры розово -кирпичной Тулузы. Упоминается о том, что церковь Богородицы была выкрашена белой известью, с целью подчеркнуть чистоту и непорочность Пресвятой Девы Марии (Blanchie). Именно так, утверждают «тулузары», и появилось окситанское название церкви « Gleisa Nostra Dona la Dalbada» или «Sancta Maria de albata» (т.е. Дева Мария Пресветлая), что позднее северными французскими баронами, ввиду неудобства такого произношения, было переделано на свой лад в «Дальбад».

Сам факт возведения церкви, посвященной Деве Марии в VII веке, говорит о многом, поскольку, как мы знаем, на севере Франции особое распространение культа почитания Девы Марии (и связанное с этим массовое строительство церквей и соборов, посвященных Ей), относится к более позднему периоду XI-XIII столетий.  Именно в период церковных реформ («клюнийской реформы»), почитание Девы Марии стало занимать центральное место в религиозной практике Западного христианского мира. Наглядным примером этому факту служит история сооружения Нотр-Дам- де-Пари, когда три культовых христианских сооружения, возведенных в VI веке (собор св.Стефана, церковь Девы Марии и баптистерий), было решено в 60-е гг. XII столетия заменить одним собором, посвященным Деве Марии.  Да и вообще практически все, так называемые «великие соборы» Франции: в Шартре и Лане, в Реймсе и Амьене, посвящены Деве Марии. Чтобы составить верное представление о тех чувствах, которые испытывали верующие по отношению к Богородице (Деве Марии), стоит прочитать проповеди святого Бернарда Клервосского «De laudibus beatae Mariae» и «Speculum beatae Mariae».

Церковь в честь св. Николая (Saint-Nicilaus), одного из самых великих и почитаемых чудотворцев, начали возводить в XII веке. Хотя святой Николай издревле почитался на Востоке, тем не менее, перенесение его мощей в 1087 г. из города Мир в Бари, вызвало огромную популярность этого святого и на Западе. Изображения св. Николая с XI века встречаются во многих средневековых церквях. Их можно найти в Шартре, Оссере, в Руанском, Буржском и Турском соборах, в Сен — Жюльен-дю-Со в Бургундии, в Сен-Реми в Реймсе.  Начиная с XI в. многие епископы и клирики настоятельно рекомендуют обращаться за помощью к Николаю-Чудотворцу, а также совершать паломничества к его мощам в Барии. Так, Петр Дамиани в одной из своих проповедей  рекомендует призывать святого Николая непосредственно после Пресвятой Девы Марии, а Жуанвиль в своей «Истории» рассказывает нам, что в 1254 г. королева Франции, застигнутая в Средиземном море сильной бурей, спаслась от гибели, обратившись с молитвой к св. Николаю. Известно также, что в XIII столетии существовали братства во имя св. Николая, хотя сегодня мы очень мало знаем о них.  Неудивительно поэтому, что церковь, посвященная святому Николаю в Тулузе, выстроена и украшена с особой тщательностью и любовью. Церковь возведена из традиционного «розового» кирпича и представляет собой типичную однонефную базилику без полукруглой апсиды, со ступенчатыми контрфорсами, прислоненными к стене, глухой (мало профилированной) западной частью и оригинальной многоугольной башней встроенной в южную часть западного фасада и нефа.

При более детальном изучении композиционных и стилистических решений, использовавшихся при возведении церкви Сен-Николя в Тулузе, возникает предположение, что попытки сочетания старых романских традиций и норманнских нервюрных сводов стали отрабатываться здесь на Юге Франции, почти одновременно с новшествами аббата Сугерия. Толчком для таких попыток помимо влияния ломбардской школы, возможно, послужили идеи найденные в результате реконструкции собора Сен-Морис в Анже на р. Луара (современ. провинция Мен), которая проводилась в 1149-1153 годах. Изучая конструктивные особенности Сен- Николя, мы видим как достаточно распространенный в Лангедока тип однонефной базилики без полукруглой апсиды, имеющий малопрофилированные стены и западный фасад церкви, к строительству которых приступили еще в XII столетии и которая являла собой церковь старого типа, постепенно уступил место конструкции с нервюрными сводами и пролетами в нормандском стиле. (см. илл. в приложении). Возможно, как отмечалось выше, подобные архитектурные решения, были обусловлены реконструкцией однонефного собора Сен -Морис в Анже, проведенной в 1149-1153 годах под руководством епископа Мормана де Дуэ. Собор Сен-Морис в Анжу в плане являет собой латинский крест. Представляющий однонефную базилику с контрфорсами, прислоненными к стене, состоящую из пяти секций (травей) следующих чередой одна за другой и завершающихся октагональной апсидой на востоке, и однонефный трансепт, пересекающий ее в районе четвертой секции. И в первом и во втором случаях, внутренние стены остались в неприкосновенности, но стали почти не видны из-за глухих аркад со стрельчатыми арками и пучками колонн. Правда в соборе Сен-Морис своды опираются на массивные поперечные арки и диагональные нервюры, поднимающиеся так высоко, что замковый камень оказывается не на одной высоте с щелыгами поперечных и декоративных арок, как это выглядит в Сен-Николя, а значительно выше. Также встроенные центральные пилястры (пучка колонок) в церкви Сен-Николя имеют восьмигранное сечение, а не круглое как в Сен-Морис. Тем не менее мы видим, что однонефное пространство с трансептом собора в Анже, перекрытое рядами куполов, — церковь старого типа, достаточно широко распространенная на юго-западе Франции (Аквитании) и церковь Сен- Николя без трансепта и полукруглой апсиды, перекрытая сводами с непосредственным покрытием, широко распространенный тип в Лангедоке, — уступили место конструкции с нервюрными сводами и пролетами в нормандском стиле.