Функциональные и художественные проблемы проектирования. Музеи а — Петербург. Новый Эрмитаж. Л. Кленце. 1840-е гг. Разрез центрального корпуса, план 2-го этажа, зал греко-этрусских ваз (проект); б — Москва. Музей изящных искусств. Р. Клейн. 1898—1912. План, фрагмент фасада Планировка музеев обеспечивает непересекающиеся непрерывные потоки посетителей. Чтобы увеличить экспозиционную площадь, в залах делают дополнительные перегородки или глухие стены (при верхнем освещении). Оформление интерьеров Нового Эрмитажа подчинено стилю эпохи, представленной в экспонатах. В Музее изящных искусств интерьеры не стилизованы, что позволяет подчеркнуть ведущую роль экспонатов; к истории мирового искусства в целом адресуют зрителя ионические портики фасада и копия фриза Парфенона «Панафинейская процессия» посетителей по залам и создать благоприятные условия для восприятия экспозиции. Первую задачу обычно решали путем устройства одной или нескольких цепочек последовательно соединенных залов; начинался и заканчивался путь в просторном удобном вестибюле. Проблема экспозиции сводилась не только к необходимости удобно расположить и хорошо осветить картины или предметы. Уже на раннем этапе проектирования музеев складывается два разных подхода к музейной среде: нейтральное окружение или интерьер, отвечающий характеру экспонатов.

По первому пути шел К. Тон, создавая музейные залы в здании Академии художеств и Оружейную палату в Московском Кремле: предельно лаконичное оформление интерьеров позволяло сосредоточить все внимание зрителя на экспонатах. Тот же принцип принят был и в начале XX в. при проектировании московского Музея изящных искусств, основателем которого был профессор И. В. Цветаев.

Другой принцип организации музейной среды — оформление интерьеров в стиле представленной экспонатами эпохи. «Ваяния и греческие вазы требовали архитектуры греческой, между тем как для гравюр, книг и живописи залы со сводами казались лучше»,— писал Л. Кленце, автор петербургского Нового Эрмитажа. Такой подход больше соответствовал духу культуры второй половины XIX в. и потому чаще встречался в музейных зданиях — Историческом музее в Москве, музее при училище Штиглица в Петербурге и др.

Демонстрировать достижения современности призваны были выставочные здания; они становятся «полигонами» отработки новых конструктивных и композиционных приемов. Расположенные, как правило, на свободных участках, выставки создавались как система павильонов, посвященных определенному виду промышленности, ремесла или искусства; соответственно содержанию формировался облик павильонов.

Функциональные проблемы проектирования. Учебные и научные учреждения, больницы Петербург. Пулковская астрономическая обсерватория. А. Брюллов. 1834—1839. Общий вид (с фотографии 1930-х гг.), план Структура главного здания определена размещением здесь главного телескопа (вращающаяся башня на мощном основании)