Когда династия Маджапахит перебралась на Бали, она основала культурный и политический центр в Клунгкунге, небольшом городке вблизи вулкана Гунунг-Агунг. В 1685 г. этот городок стал столицей и играл важную роль в политике острова в течение более 500 лет.

В 1908 г. голландцы обстреляли город. До наших дней сохранились только фрагменты большого деревянного дворца. Два здания, датируемые XVIII в., были частью Тамаи-Гали, или «Островного сада», входившего в дворцовый комплекс.

Павильон Правосудия (Керта Госа) преиадле- жал Верховному суду вплоть до 1950-х гг. В этом простом тиковом павильоне стоят три позолоченных кресла, в которых сидели судьи, здесь же присутствовали адвокаты и писцы. Фрески на потолке над креслами изображают пытки грешников и вход в рай добродетельных людей.

Рядом находится Плавучий павильон, окруженный рвом. Это открытый со всех сторон павильон, на его потолке красочные картины, изображающие сцены из легенд о Сутасоме. Сутасома был буддистским святым, который не позволил голодной тигрице съесть своих детенышей, а предложил вместо них в жертву себя.

ИНДОНЕЗИЯ

СЕМЕЙНЫЕ ДОМА НА СУААВЕСИ

Сулавеси — это большой, причудливо изогнутой формы остров к северу от Бали. В горах на севере острова проживает этническая группа, то раджи, традиционная религия которой известна как Алук Тодоло («Путь предков»). Важной частью этой религии являются деревянные семейные дома.

Согласно легенде тораджи, они прибыли к берегу острова Сулавеси на лодках с севера. Разбившиеся о берег лодки использовались в качестве крыш

для убежищ. Отсюда и любопытная седловидная форма крыш их домов. Дома тораджи до сих пор строят обращенными к северу.

Дома, которые они обычно называют тонгко- нан, строятся на деревянных сваях. Все деревянные элементы при строительстве собираются из заранее изготовленных деталей, которые соединяются без использования гвоздей. Сначала устанавливаются массивные деревянные столбы. Гори-

зонтальные поперечины вставляются в вырезанные пазы столбов, а далее сверху устанавливаются другие элементы конструкции.

В одном конце конструкции друг на друга устанавливаются несколько коньковых брусьев, что придает крыше седловидную форму. В другом конце между коньковыми брусьями укладываются балки, концы которых выступают наружу. Внешние, отдельно стоящие столбы соединяются с крышей поперечными связками, эти столбы поддерживают весь кровельный навес. Бамбуковые шесты привязываются волокнами ротанговой пальмы к бал

кам, и затем бамбук укладывается на вершину конструкции плотными, водонепроницаемыми слоями.

Украшение домов отражает традиции иерархического общества. Жителям деревни позволяется украшать дома символами, соответствующими их социальном)’ положению. Можно рисовать спиральные рисунки и животных, но только красной, белой, желтой и черной красками, которые ассоциируются с различными праздниками. Для торад- жи дом служит символом семейного единства.

ГОЛЛАНДИЯ