Новгородский Софийский собор

Новгородский Софийский собор

Первым монументальным сооружением эпохи Киевской Руси в Новгороде является знаменитый Софийский собор, построенный в 1045-1050 гг..

Новгородский Софийский собор по плану и расположению внутреннего пространства очень близок к своему прообразу — Киевской Софии, но по характеру архитектуры значительно от него отличается. Собор, квадратный в плане, пятинефный, с тремя апсидами увенчан пятью куполами, с башней в юго-западном углу, несущей шестой купол. Это квадратное основание было окружено широкими галереями, играющими роль контрфорсов, подпирающих пятинефное основание собора, несущее пятиглавие.

Кладка стен собора — циклопическая, из известняка на розовой цемянке, что создавало своеобразный декоративный узор из розовых и серых пятен. В сложных конструктивных элементах (сводах, куполах, арках, столбах) кладка делалась из тонкого кирпича — плинфы на цемянке, как в киевских храмах. Эта особенность техники кладки Софии новгородской свидетельствует о сочетании местной традиции каменной кладки с киевской.

Внешне архитектурные формы Софийского собора несут на себе печать суровой простоты и монументальности — черты, ставшие характерными для всего новгородского зодчества. Этому, как и в Киевском соборе, контрастно противопоставляется пространственное и декоративное богатство интерьеров. Фресками собор был украшен не сразу после постройки. В 1108 г. была расписана центральная часть, а в 1144 г. — притворы. От этих росписей сохранились отдельные фрагменты, в частности, на пилоне нефа фреска Константина и Елены. Уцелели замечательные мозаики XI-XII вв. в алтаре собора.

Характерную черту новгородской Софии составляет большая компактность интерьера и наружного объема, увенчанного прекрасной группой из пяти барабанов, что делает здание стройным, собранным и строгим. Особенность его архитектуры — это большие поверхности стен, расчлененные лишь темными пятнами простых, ничем не обрамленных оконных проемов. Эти особенности новгородской архитектуры отчасти сохраняются и в дальнейшем.

Заключительный этап развития архитектуры Киевской Руси представлен величественной и своеобразной архитектурой Новгорода первой четверти XII в., когда город играл важнейшую роль как северо-западный форпост в обороне Русского государства от немецко-шведских соседей, в связи с чем в начале XII в. была предпринята коренная реорганизация всей оборонительной системы города. В 1113 г. был сооружен Николо-Дворищенский собор на Торговой стороне города. В 1117 г. начата постройка собора в Антониевом монастыре, в 1119 г. — собора в Юрьевом монастыре.

По своей архитектуре эти три новгородских собора тесно связаны друг с другом. Все три здания являются шестистолпными в плане, трехглавыми.

Наиболее проста, величественна и монументальна архитектура Георгиевского собора Юрьева монастыря, представляющего собой второе по величине здание Новгорода (после Софии). Он имеет квадратную в плане башню (для лестницы на хоры), фасад которой продолжает западный фасад собора, значительно его увеличивая. Строгость и простота архитектурных объемов удачно сочетаются с элементом живописности, который придается башней. Широкий, открытый новгородский пейзаж служит прекрасным фоном для простой и суровой архитектуры собора, расположенного на берегу многоводного Волхова.

Предыдущая статьяАрхитектоника понятия архитектурной симметрии
Следующая статьяОбразное «прочтение» темы симметрии в композиции