Мавзолей размещался в центре Султан- калы, где с VIII в. существовали мечеть, дом правления и другие значительные здания. Нижняя часть здания мавзолея закрыта осыпями ранее существовавших построек. Только огибающий его котлован до 3 м глубиной, вырытый с целью освободить здание от наслоений, позволяет увидеть его истинную высоту. Мощное здание мавзолея —кубовидной формы основного объема, размером 27×27 м в плане по наружному периметру, высотой до вершины внутреннего купола (наружный не сохранился) 36 м. Гладкие стены четверика лишены следов какого-либо декоративного убранства или членений. Этот факт, наличие окружающих здание бугров и письменные сообщения средневековых авторов о примыкавших постройках дают основание предполагать, что мавзолей действительно примыкал к более ранним постройкам и вследствие чего его фасадные плоскости не были декорированы и расчленены.

Глубоко продумана структура здания, квадратный в плане интерьер (17×17 м) которого составляет единое пространство. Мощный четверик высотой до 15 м несет на стенах толщиной 5 м восьмигранный барабан со значительно более тонкими — до 1,5 м стенами. По четырем граням восьмигранника на ширину стен четверика выступают по четыре контрфорса, противодействуя опрокидыванию стенок барабана распором купола. Торцы их трактованы как узкие арочные ниши, выложенные узорной кладкой. Контрфорсы у барабана прорезаны проемами, позволяющими на этомуров- не обойти все здание; контрфорсы соединены сводиками, по фасаду декорированными фестонами из алебастра. Софиты сводов украшены превосходной резьбой по ганчу. Таким образом, система контрфорсов создает галерею, открытую на фасады аркадой.

Второй ярус барабана—16-гранный. Он тоньше восьмигранного, на обрезах которого на высоту 16-гранной части также выступают соединенные арками контрфорсы. Эти выступы почти все разрушились. Наконец, верхний ярус барабана, цилиндрический, усилен аркатурой непосредственно под объемом купола. Такая ступенчатая, уширяющаяся к четверику система выступов была создана для того, чтобы поддержать купол. В последующее время его диаметр в 17 ж был превзойден в Средней Азии только однажды — в мавзолее Ходжа Ахмеда Ясеви на 1 м.

Снаружи мавзолей из-за осыпей прилегавших к нему зданий (в том числе мечети VIII в.) воспринимается более приземистым, чем был первоначально. В интерьере открываются истинные соотношения элементов его объема. Они настолько соразмерны, что даже некоторые дефекты и разрушения внутри не мешают впечатлению гармоничности интерьера. Огромный объем мавзолея не только не подавляет, но легко и незаметно переходит в купол. Восьмигранный, 16-гранный и цилиндрический ярусы сочетаются с едва заметными членениями между ними; цилиндрическая часть барабана без всяких членений переходит в купол, который составляет один объем с барабаном. Купол как бы приподнят размещенными на его поверхности декоративными нервюрами: исходя из углов восьмигранника, они еще более объединяют купол с барабаном.

Декоративное убранство интерьера сдержанно. Сохранились незначительные следы живописи на стенах синей и красной краской на белом фоне. Предполагается, что она первоначальная. Прямоугольники стен обрамлены плетенкой шестигранников. По верху стен проходила крупная надпись — белые буквы на фоне тонких растительных узоров (сохранились фрагменты). Судя по западающей кладке в нижней части стен интерьера, первоначально существовала панель, но материал ее остается неизвестным. С восточной стороны купола на фоне ганчевой резьбы кирпичом выложено имя строителя мавзолея — Мухаммеда ибн-Ат- сыза ас-Серахси.

Потери, происшедшие в период разорения Мерва гузами, а затем монголами, очень велики, особенно во внешнем облике здания. Значительно пострадала галерея: разрушилось большинство контрфорсов, потерян внешний купол, блиставший бирюзовой поливой облицовки, есть и другие утраты. Но даже и в таком виде мавзолей производит очень сильное впечатление громадой своего монументального и величавого объема среди теперь пустынной территории столицы среднеазиатских Сельд- жукидов. Это один из немногих памятников того времени, оставшийся в основной структуре несокрушимым после монгольского нашествия. Автор XV в. писал о нем: «Это одна из величайших построек царств вселенной и до такой степени, прочна, что порча не может коснуться ее». Великолепное инженерное и • архитектурно-художественное мастерство создали этому сооружению славу уникального произведения мировой архитектуры.

Для выявления своеобразия архитектуры в разных областях показательно сопоставить мавзолей Санджара с другими зданиями этого типа, возведенными одновременно, но в других районах Средней Азии.

Узген в XI—XII вв. был значительным городом, а некоторое время служил столицей одного из караханидских уделов. На его территории сохранилось несколько построек, которые характеризуют блестящее состояние строительной культуры. Таков комплекс мавзолеев и минарета, создававшийся в течение столетия. Два мавзолея, построенные в XII в., вплотную примыкали с севера и юга к более раннему, среднему (см. рис. 14, стр. 234) и составляли одну линию фасадов.

Северный мавзолей (1152 г.) современен мавзолею Санджара, но отличается от него композицией фасадов и, соответственно, размещением декора. Северный (размер внутри 7,5×7,5 м), так же как и несколько более поздний (1187 г.) Южный мавзолей (размер внутри 6,4X6,4 ж), при структурной схеме четверик — барабан — купол, завершенно разработанной в мавзолеях северного Хорасана (Абуль-Фазль в Серахсе, Абу-Саид в Меана, Санджар в Мерве), не обладают той равнозначностью композиции и декора всех фасадов, какая им свойственна. Главные фасады узгенских мавзолеев трактованы как порталы во всю ширину, большей высоты и насыщенности декором, чем другие фасады. В мавзолеях северного Хорасана (мавзолей Абу-Саида, Абуль-Фазля, Алам- бердара) портал не включается в общий объем, не нарушает его центричности, а его декор не превосходит своим богатством декор фасадов — они декорируются наравне с порталом.

Многообразны и искусны приемы декора северного из узгенских мавзолеев. Здесь украшают портал и орнаментальная кирпичная кладка с рельефом из мелкого шлифованного кирпича, и резьба по ганчу в соффите свода, на шипце и боковых стенках портальной ниши. Резная надпись почерком куфи над входом содержит имя погребенного, одного из членов династии илеков, — Тогрула Кара Хакана Хусейна. Кроме того, частично облицовкой послужили резные терракотовые плитки, широко вошедшие в употребление с XII в. Применяются орнаменты и приемы резьбы, знакомые резчикам из опыта резьбы по глине и ганчу. Терракота представляет собой прочный материал для облицовки фасадов. Плиты — толщиной 4—10 см и до 50 см и более в стороне. В портале северного мавзолея терракотовыми плитками выложен архивольт арки, где персидская надпись почерком насхи сообщает о дате строительства — 1152—1153 гг. Кирпичные колонны заключены в резной терракотовый футляр из отдельных элементов, массивная капитель в форме лиры или маковой головки также терракотовая.