Церковные сооружения Растрелли свидетельствуют об умелом использовании зодчим традиций древней русской архитектуры, творческой переработке им старо — русских образцов на основе новых конструктивных возможностей и эстетических требований стиля.
Крупнейшее культовое сооружение зодчего — грандиозный ансамбль Смольного монастыря в Петербурге. Это один из наиболее ярких памятников периода барокко в русской архитектуре XVIII в.
Повышенная эмоциональность, определенная ритмическая насыщенность, многоплановость композиции главного собора, его крупный масштаб, богатство и динамика ордерных форм сочетаются с ясностью общего тектонического строя сооружений комплекса. Композиция ансамбля Смольного отличается четкостью и выразительностью объемного строя, сложностью силуэта. Отчетливо выявляется связь архитектуры Смольного собора с церковной архитектурой Москвы конца XVII в.. Планировочной канвой композиции Смольного послужила типологическая схема традиционного на Руси монастырского комплекса, который трактуется здесь по-новому. Центральное сооружение монастыря — Воскресенский собор расположено в центре грандиозного двора, образованного протяженными корпусами келий. Двор имеет форму квадрата с внутренними уступами по углам, которые акцентированы четырьмя одинаковыми малыми купольными храмами. Очертания двора повторяет ограда, на линии которой перед западным фасадом собора предполагалось возвести высокую колокольню, как об этом можно судить по сохранившейся модели.
Характерные черты стиля середины XVIII в. проявились и в других церковных сооружениях Растрелли: Андреевской церкви в Киеве, проекте реконструкции шатра в Воскресенском соборе монастыря Новый Иерусалим под Москвой.