В общем стремлении к простоте гладкая стена становится постепенно все более важной частью проекта, в особенности если материалом служит кирпич. Кирпичная стена большой протяженности, допускающая разнообразие фактуры и узора, значительно привлекательнее бетонной или каменной стены (впрочем приятны и каменные стены с неровной поверхностью). Это относится к внешнему виду зданий, построенных недавно. Кирпич может иметь приятный оттенок, причем предпочтительны коричневые тона. Красный кирпич в новых зданиях менее приятен как в городе, так и в деревне, так как он начинает гармонировать с окружающими постройками примерно лет через пятьдесят. Ратуша в Честерфильде (графство Дербишир), выстроенная в рассматриваемый период, облицована камнем и красным кирпичом, тогда как здания местных учреждений, расположенные за ратушей, имеют облицовку из коричневого кирпича. Красный кирпич вносит резкий диссонанс, между тем коричневый кирпич мягок по тону и гармонирует с окружающими зданиями.
Гладкие кирпичные фасады свидетельствуют не только о стремлении к простоте, но и о попытках достичь большей выразительности в новой архитектуре при помощи строительных материалов; эта тенденция возникла еще до появления стальных каркасов зданий. Желание использовать строительные материалы для придания особой выразительности постройке обнаруживалось еще в работах Филиппа Уэбба. В викторианской архитектуре гладкая кирпичная стена эффектно применялась в культовых сооружениях архитектора Пирсона, в особенности в церкви Сеит Джон в Верхнем Норвуде. Церкви Пирсона, вероятно, выглядят теперь приятнее, чем в первые годы после их сооружения, так как красный кирпич стал мягче по тону.

Гладкие кирпичные стены чаще всего встречаются в Голландии, оказавшей в этом отношении влияние и на другие европейские страны. Как уже говорилось кирпич приобрел большую выразительность в постройках архитекторов де Клерка и Крамера и, наконец, в творчестве Дудока — одного из величайших европейских мастеров использования гладкой кирпичной стены в качестве существенного элемента архитектуры. Отчасти под влиянием Голландии аналогичные явления происходили и в других странах Европы, главным образом в северной Германии, Скандинавии и Англии. Наиболее эффектным было применение гладкой кирпичной стены в новых церквах, о которых речь пойдет в дальнейшем.
О ранних работах Дудока в Хильверсуме уже говорилось. В период между двумя мировыми войнами он продолжал там строить главным образом школы; им же выстроена в городе прекрасная ратуша, в тонкой уравновешенной композиции которой сочетаются гладкие поверхности горизонтальных и вертикальных объемов. К этому отличному сооружению я возвращаюсь в главе, посвященной ратушам.

В Германии гладкие кирпичные стены удачно использованы в здании пожарного депо, выстроенного в Цольхафене архитектором Фрицем Шумахером и в здании гамбургских контор и складов архитектора Гереона. Оба здания не похожи одно на другое, но в обоих решающим элементом является гладкая кирпичная стена. В гамбургском сооружении боковые части фасада представляют собой гладкие стены в восемь этажей высотой. Стены закруглены на углах и украшены скульптурой в нижней части: прием интересный и эффектный.
В Англии гладкую кирпичную стену хорошо использует, если не говорить о церквах, архитектор Джайлз Скотт. Упоминалась его университетская библиотека в Кембридже, облицованная кирпичом; кроме того, следует назвать и такие значительные сооружения, как электростанция в Баттерси и Кропторп Корт в Майда Вейл (были начаты в 1929 г.). Облицованные кирпичом корпуса электростанции с тремя высокими трубами соотносятся очень удачно, а протяженные поверхности гладкого кирпича и простой декор в виде рифленого фриза, придают большому сооружению привлекательную легкость. Когда оно освещено солнцем и тени ложатся на гладкие кирпичные стены, разные по фактуре, сооружение приобретает особую привлекательность и эффектность.