При взгляде на машинный зал вагонного завода мы испытываем неудовлетворенность, благодаря тому что сильное зрительное движение консолей основной рамной конструкции внезапно обрывается, не переходя в продольное движение фонаря.

Легкий фонарь и светлые поверхности перекрытий кажутся нам почти невесомыми, и мы не понимаем, зачем здесь созданы такие мощные консольные рамы. Введение сильного бортового элемента (или темная окраска имеющегося) уничтожила бы впечатление не гармоничности, переключив поперечное движение рамных консолей в продольное движение фонаря.

Конструктивная неоправданность элементов выражается в том, что несущие части — колонны, балки, консоли и пр. — используются только как декоративные элементы, как формы, переставая удовлетворять своему прямому назначению — нести нагрузку. В стилях декоративных применение форм строительных элементов в качестве самодовлеющей декорации нередко перестает удовлетворять чувству меры и начинает принимать характер разнузданности.

Реакцией на эту декоративную разнузданность вызывались неоднократно ставившиеся требования конструктивного пуризма, следующим образом сформулированные Виолле ле Дюком:

«Правдиво, когда колонна представляет собою опору, а не украшение, как фриз, или арабеска; следовательно, если колонны вам не нужны, то мне непонятно, для чего вы украшаете ими ваши фасады. Правдиво, когда карниз предназначен для удаления дождевой воды с поверхности стены; следовательно, когда вы помещаете выступающий карниз в интерьере, я могу сказать, что в этом нет смысла».

В этом высказывании Виолле ле Дюка проводится крайняя точка зрения, указывается на полную недопустимость использования строительных элементов только в качестве декоративных мотивов, в отрыЕе от конструктивно-функционального назначения. Однако мы нередко видим, что одна только конструктивная оправданность частей сооружения далеко не всегда может создать архитектуру.