Каратай-медресе (1252 г.) в Конье — несимметричного плана, прямоугольного очертания, в середине с большим квадратным двором, перекрытым куполом. Портал, сдвинутый к углу фасада, ведет в купольный зал, соединенный с центральной частью. С противоположной от входа стороны к ней примыкают два квадратных в плане помещения дарсхана и мечети, разделенных глубоким айваном. Переход к куполам этих угловых залов и двора осуществлен через паруса из треугольных плоскостей. В центре двора находится фонтан, над которым в куполе устроен световой фонарь. Интерьеры медресе щедро украшены майоликой с разнообразным орнаментом; ею покрыты панели’, арки, стены айвана, паруса и купола. Фасады здания облицованы блоками камня, а портал — белым и синим мрамором. Несколько необычно объемное решение входной части здания. Главную роль играет массивный купол, а не низкий портал, который в других сооружениях делался более высоким и трактовался как самостоятельный объем. Портал украшен крупным орнаментом в виде разнообразной плетенки; рисунок обрамления арки ниши и ее тимпанов уже встречался в оформлении дворового фасада в мечети Ала-ед-Ди- на в Конье.

Медресе Индже-минар в Конье (1258 г.) аналогично Каратай-медресе по планировке, с той лишь разницей, что входное купольное помещение расположено на оси здания. Переход от стен к куполам из кирпича в угловых дарсхана осуществлен с помощью карниза из треугольных плоскостей, а в центральном зале-дворе — в виде оригинальных турецких парусов из таких же плоскостей. Под фонарем в куполе в середине двора находится фонтан. Интерьер центрального зала облицован глазурованными кирпичами, образующими геометрические узоры. Каменный портал медресе представляет собой собрание разнообразных резных узоров, включающих растительные, орнаментальные мотивы и эпиграфику, которая здесь преобладает. Резьба разноплановая— от слегка выступающей над плоскостью до почти горельефных деталей. При постройке медресе в его композицию была включена ранняя однокупольная мечеть, минарет которой возвышается в фасадной части.

Хатунийе-медресе, или Чифте-минарели, в Эрзуруме (1253 г.) с внутренним двором, в планировке и внешнем облике имеет своеобразные черты. Его прямоугольный двор окружен с трех сторон двухэтажными галереями с худжрами за ними, прерывающимися по осям четырьмя высокими айвана- ми. К айвану, расположенному напротив входа, примыкает 12-гранный мавзолей с коническим куполом. Необычна композиция портала: над его углами возвышаются два минарета. Подобные порталы имеют одноименное медресе и Гёк-медресе в Сивасе (оба 1271—1272 гг). Слегка выступающие боковые части портала трактованы как мощные устои для двухъярусных минаретов, поверхность которых обработана в виде вертикальных сомкнутых валиков и облицована изразцами. Резьба по камню на портале сведена до минимума: неширокий орнаментальный бордюр обрамляет его среднюю часть, внизу боковых устоев размещено по геральдическому картушу, ниша завершена сталактитами, а остальная часть портала выполнена из гладких каменных блоков.

Композиция портала с двумя минаретами в сельджукских сооружениях наблюдается только в городах на востоке государства, где были особенно сильны связи с Ираном. То же можно сказать и о планировке медресе с четырьмя айванами на осях. На архитектуру интерьеров и мавзолея оказало влияние зодчество Армении и Азербайджана. Об этом свидетельствуют полуциркульные арки, тонкие столбы, поддерживающие крещатые своды галерей, оформление входов в худжры арочками на сдвоенных полуколоннах, обработка фасадов мавзолея полуциркульными арками в форме жгутов. В величественных интерьерах каменная кладка умеренно оживлена резными вставками вокруг окон, по абрису ниш айванов и арок галерей, на столбах. В орнаментике переплелись мотивы и Закавказья и Среднего Востока.

От медресе Чифте-минарели в Сивасе сохранился лишь фасад. Средняя часть его каменного портала, покрытого довольно плоским резным геометрическим орнаментом, обведена с трех сторон фризом из нескольких рядов сталактитов. В отличие от использования на Среднем Востоке полос неглубоких сталактитов в виде горизонтальных карнизов, здесь они применены для обрамления. Входная ниша завершается сталактитами.

В Гёк-медресе ряд худжр по бокам открытого двора прерывался в середине айванами. Перед худжрами проходила аркада на колоннах. В центре двора находился фонтан. Все айваны и угловые дарсхана сводчатые; куполом перекрыты только мечеть в фасадной части и симметрично ей

расположенный зал. Купол мечети покоится на парусах из треугольников и покрыт глазурованными кирпичами, от которых здание получило свое название. Так же облицованы двухзвенные минареты портала, а сам он выполнен из мрамора и украшен резьбой. На боковых частях портала орнамент крупный. Средняя часть обрамлена сталактитами, как в медресе Чифте-минарели, и узоры на ней более измельчены. Интересно введение рельефного изображения головы животного. Портал имел определяющее значение в объеме сооружения с гладкими фасадами, скрывающими своды; он был единственным высотным акцентом.

Гёк-медресе в Токаде (1275 г.) — двухэтажное здание с внутренним двором, окруженным галереями.

В Амасье сохранилась одна из ранних психиатрических больниц Мелике Иилдыз- хатун (1309 г.), построенная по дворовому типу медресе. Только место худжр занимают палаты в виде длинных сводчатых галерей.

Сельджуки для большинства своих усыпальниц заимствовали планировку и формы башенных мавзолеев Азербайджана и Армении. Многогранные или цилиндрические каменные объемы поставлены на невысокое квадратное в плане основание, перекрыты шатровым или коническим куполом, который в интерьере имеет полусферическую форму. Здания отделывались резьбой по камню.

Восьмигранный мавзолей Мелик Гази в Киршехире (1250 г.) перекрыт коническим куполом. Мавзолей Дёнёр в Кайсери (1276 г.) замечателен резным декором. Его 12-гранный объем обработан в виде слегка выступающей из плоскости аркады, мотив которой повторен на коническом куполе. Поверху многогранник опоясан резной орнаментальной полосой и сталактитовым карнизом; разноплановая резьба заполняет стены.

В мавзолее Худабенд-хатун в Нигде (1312 г.) среди геометрических и растительных орнаментов вкраплены рельефные изображения птиц, оленей и кентавров.

Своеобразны планировка и облик мавзолея Мама-хатун в Терджане, построенного архитектором Муфаддалом из Ахлата. Сооружение состоит из собственно усыпальницы башенного типа, окруженной кольцом каменной стены диаметром 13,15 м. С внутренней стороны в стене устроено 12 стрельчатых ниш, в некоторых из них находятся захоронения. Слева от входного портала в украшенной резьбой и ста- лактатами нише помещен фонтан, а симметрично ему справа от портала — лестница, которая ведет на верх стены. Поверхности стены и ниш облицованы гладкими каменными плитами; входной портал декорирован резным геометрическим орнаментом и эпиграфикой, ниша завершена сталактитами. В центре вымощенного каменными плитами двора на невысоком основании стоит каменный мавзолей, имеющий в плане очертания восьмилепестковой розетки. Оригинальна форма мавзолея в виде башни из сомкнутых полуцилиндров. Коническому куполу снаружи придана едва ощутимая гофрированность, соответственно абрису стен.

В интерьере эта форма выявлена еще резче, внутреннее пространство ограничено расположенными по кругу сомкнутыми полуциркульными нишами, продолжающимися в гофрах купола. Стыки ниш и гофр подчеркнуты тягами, которые, начинаясь от пола, смыкаются в вершине купола. Захоронения находятся в склепе под полом мавзолея.

Каменное здание и снаружи, и внутри почти лишено декора. Резьба применена только для обрамлений четырех маленьких стрельчатых окон; гладкие тяги — валики — разделяют полуцилиндры. Поверхность купола снаружи украшена слегка выступающей аркатурой. Мавзолей не нуждался в убранстве — его архитектурный строй и без того достаточно выразителен и декоративен.

Комплекс необычен по планировке, структуре окружающих его стен. Та же композиция встречается в Диван-хане (XV в.) — мемориальном сооружении — дворцового ансамбля в Баку. В архитектуре самой усыпальницы заметно влияние зодчества Армении.

Среди сельджукских мавзолеев встречаются и построенные из кирпича в виде глубоких айванов, оформленных порталом, но они малочисленны. Таковы мавзолеи Ге- меч-хане в Конье и эмира Явташа в Акше- хире (оба XIII в.).

В зодчестве сельджуков явственно проступают строительные традиции, воспринятые у сопредельных народов. Они проявляются и в планировке, и в архитектурных формах, и в декоре. Вот почему так разнохарактерны подчас внешний облик однотипных зданий, их конструкции и орнаментика. Однако в процессе освоения этого культурного наследия вырабатывались свои приемы и начали складываться традиции, на которых основывалось развитие архитектуры Турции в последующие века.