Классицизм в архитектуре Санкт-Петербурга

Русский классицизм в архитектуре

Как смог переплести в себе тончайшие отзвуки древнерусской культуры, наследие Византии и вычурность русского барокко классицизм в архитектуре Санкт-Петербурга?

Откуда «классические ножки» растут?

Эпоха барокко в Европе подходила к концу. А в Россию – только стучалась украшенным пальчиком. Екатерина Великая и Петр III провозгласили культ государственности.

А классицизм стал истинным воплощением «преобладания общественного над личным».

Эпоха господства этого стиля продлилась с 1760-х по 1830-е гг., пережив несколько стадий:

1. Ранний – безумная смесь классицизма с элементами рококо и барокко;

2. Строгий – полное отрицание классических пропорций и тенденций;

3. Высокий — упоение романтизмом, пришедшим из живописи и графики.

В эпоху господства классицизма сохраняли влияние и другие течения:

  • Рококо;
  • Псевдоготика;
  • Сентиментализм.

Европейский классицизм был попыткой «выпрыгнуть» из невежества и человеческих пороков. В России же это архитектурное направление превратилось в разброс стилей и отход от продуманных пропорций классицизма.

В эту эпоху творили величайшие гении:

  • Ж. Б. Валлен-Деламот;
  • А. Ф. Кокоринов;
  • Ю. М. Фельтен;
  • К. И. Бланк;
  • А. Ринальди;
  • В. И. Баженов и другие.

Русский классицизм в архитектуре нашел отражение в строительстве:

  • Классического типа дворца-усадьбы богатых представителей знати, дворян;
  • Городских ансамблей центра г. Петербурга, Твери, Костромы, Ярославля;
  • Дома Пашкова;
  • Царского села;
  • Проекте перестройки Кремля;
  • Петродворце.

В этих и многих других архитектурных комплексах нашли отражение лучшие черты классицизма:

  • Использование белых оттенков и насыщенных цветов: пурпурный, бирюзовый, зеленый, розовый;
  • Строгие повторяющиеся вертикальные линии и идеальные горизонтальные линии;
  • Симметрия;
  • Использование античного орнамента, статуй, пилястр, ребристых колонн;
  • Четкая геометрия форм и некоторая помпезность;
  • Монументальные прямоугольные массивные конструкции;
  • Украшение статуями, львами и сфинксами.

Всем своим видом классические интерьеры словно бы показывают: «Мы – дорогие и респектабельные. Мы достойны только императорских особ!».

Хрустальные подвески для люстр, дорогой фарфор, красное дерево и использование бронзы, шикарные рамы для дорогих зеркал, изысканный цветочный орнамент – здесь все говорит об удивительном величии и респектабельности былых времен.