В Кирилловской церкви-колокольне пилястры основного среднего яруса имеют вытянутые пропорции, что проявляется и в других работах Барского — в церкви Красногорского монастыря и Набережно-Никольской церкви в Киеве и связано, очевидно, с желанием придать сооружению изящество и стройность.

Лепка капителей церкви-колокольни характеризуется несколько натуралистической трактовкой растительного орнамента. В своих произведениях Барский проявил себя крупным мастером. Его искусство было тесно связано с лучшими традициями украинской архитектуры XVIII в. и отличалось яркой творческой индивидуальностью.

Третье направление в культовом строительстве XVIII в. характерно для униатских церквей и католических костелов в западных украинских землях. В большинстве это трехнефные сооружения в стиле польского барокко с эллиптической формой нефов или овальным планом, с крупным ордером и сильными креповками карниза. Значительные постройки этого типа имеются во Львове. Величественный собор Юра, построенный по проекту арх. Меретина, расположен на холме, несколько в стороне от центра города.

Собор стоит на террасе и увенчан куполом на барабане. В здании обращают на себя внимание тонко выполненные сложные по профилю каменные карнизы, капители, парапеты и монументальная скульптура главного фасада, особенно фигура св. Юра скульптора Пин- зеля, венчающая выступ главного фасада собора. Малые архитектурные формы всего комплекса — столбы ограды, решетки, вазы, ворота, лестницы — также выполнены с высоким мастерством и могут быть отнесены к лучшим архитектурным произведениям XVIII в.

Несколько своеобразным примером католического костела может служить костел доминиканского монастыря во Львове, построенный в 1754—1779 гг. львовским архитектором Мартином Урбаником по проекту известного инженера и архитектора Яна де Витта. Основу здания составляет овальное центральное пространство, окруженное капеллами с примыкающими к нему тамбуром и алтарной частью. Здание венчает вытянутой формы купол на барабане с фонарем. Удачные по пропорциям и рисунку купол и барабан исходят от традиций Ренессанса, но в барочной интерпретации — со спаренными колоннами и раскрепованным карнизом на фасаде. Барочными формами отмечен и тамбур входа, украшенный сильно раскрепованным карнизом с изломанными линиями фронтона. Все здание, и особенно внутреннее пространство, отличается слаженностью пропорций и тонкостью прорисовки деталей. Смелость решения, богатство отделки и сильные членения здания делают его одним из лучших произведений барокко.

К крупным сооружениям XVIII столетия принадлежит комплекс Почаевской лавры, удачно расположенный на высоком холме. В его составе собор с двумя высокими башнями на главном фасаде и трапезная с богатым барочным фронтоном, построенные в 60—70-х гг..

Интересным памятником католического культового зодчества XVIII столетия на Украине является ансамбль иезуитского коллегиума в г. Кременце. Основу ансамбля составляет большой костел—базиликально-крестовокупольное здание с закругленными выступами трансепта. XVIII столетие знаменуется окончательным формированием типа монументальной многоярусной колокольни.

Первые сооружения этого типа в Киеве, например нижние два яруса колокольни Софийского собора, имеют квадратную форму плана, членения стен раскреповками и лопатками и обильные украшения стен лепкой. В последующих постройках складывается характерная для украинской архитектуры XVIII столетия композиция колокольни, многоярусной в плане, с постепенным уменьшением кверху ширины ярусов, энергичной, рельефной обработкой каждого яруса трехчетвертными или полными колоннами и расположением по ярусам определенных архитектурных ордеров. В этой группе сооружений несколько особняком стоят две колокольни — на Ближних и Дальних пещерах Киево-Печерской лавры. Они имеют только два яруса при квадратной форме плана.

Колокольня на Дальних пещерах имеет два яруса — нижний квадратный, рустованный и верхний, обработанный колоннами на срезанных углах и богатой лепкой. Завершается колокольня высокой многоярусной главой с четырьмя шпилями на углах над угловыми колоннами.

На развитии архитектуры колоколен XVIII столетия не смог не отразиться переход от приемов барокко к строгой системе классики. Эта эволюция сказалась главным образом на архитектурных формах, но не на выборе места колокольни в ансамбле монастыря. Колокольни по-прежнему располагались свободно по сложившейся ранее типично феодальной традиции, не придерживающейся в планировке ансамбля строгой осевой композиции.

Архитектура 1720—1780 гг. является завершающим этапом большого пути развития украинской архитектуры XVI—XVIII вв. То, что является показательным и характерным для архитектуры XVIII столетия,— ансамблевая застройка, живописность, выразительный силуэт и подчеркнутая пластика объемов, пышный декор — имеет непосредственную связь с архитектурой предыдущих периодов.

В то же время в строительстве XVII в. зарождаются черты зданий нового типа — жилых, дворцовых, административных и учебных, окончательное формирование которых произошло в XIX столетии.

XVIII век знаменуется также и тем, что в это время на первый план выходит дипломированный архитектор и сходят со сцены безвестные мастера, возводившие многочисленные каменные сооружения предыдущих веков; только в народном деревянном зодчестве народные мастера трудились еще и в XIX в.

Кирилловская церковь в Киеве Кирилловская церковь в Киеве