Андрей Никифорович Воронихин (1759-1814) — бывший крепостной А. С. Строганова. Учился у В. И. Баженова и М. Ф. Казакова. Изучал архитектуру в поездках по России, Швейцарии и Франции. Проявил большой талант в живописи и архитектуре, о чем свидетельствуют его постройки в Петербурге.

Казанский собор (1801 — 1811). Павел I требовал, чтобы этот храм был подобен собору Св. Петра в Риме, с двумя циркульными колоннадами. Здесь следует вспомнить площадь Св. Петра в Риме с колоннадой Бернини, состоящей из двух частей, фокусы которых определили их расположение, образующее открытое пространство эллипса. Такой композиционный прием соответствовал огромному пространству перед собором Св. Петра; центральная ось ансамбля проходила от центра портика и определяла симметричность всей пространственной организации (фото 110, 111).

Совершенно иной градостроительной ситуацией характеризовался участок, где предполагалось строительство Казанского собора. А. Н. Воронихин талантливо справился с комплексом сложных задач. С учетом требования ориентации алтаря на восток главный вытянутый фасад был ориентирован на Невский проспект, а вход — с запада, подчеркнутый полукруглым сквером.

Главное требование императора — циркульные колоннады — Воронихин мастерски интерпретирует, ставя их не навстречу друг другу, а по обе стороны фасадов (одна из них не была построена). К главному фасаду, обращенному к Невскому проспекту, примыкает четырехрядная колоннада (96 колонн высотой 12,87 м), обрамляющая курдонер — сквер. Таким образом, Воронихин создал открытое пространство, необходимое в плотной застройке Невского проспекта. Крылья галереи завершены пропилеями, оси которых совпадают с осями Рождественской улицы и набережной Екатерининского канала. Перед пропилеями были установлены монументы МИ. Кутузова и М. Б. Барклая де Толли. Эти памятники подчеркивают идейно-патриотическое предназначение ансамбля как мемориального памятника Отечественной войны 1812 г. и победу в ней русского народа.

Внутреннее пространство собора — как торжественный зал большого общественного здания. Двойные ряды колонн коринфского ордера несут цилиндрический свод средних нефов. Четыре пилона на скрещении нефов служат опорами парусных сводов, на которых покоится барабан купола. В конструкции купола Воронихин впервые применил чугун и железо.

В 1806-1808 гг. путем перестройки пяти жилых домов XVIII в. А. В. Воронихин возвел здание Горного института. Конфигурация плана подчинена набережной в устье Невы. Сохраняя стены домов, он объединил их коридором, создав функциональные связи. Невысокий двухэтажный фасад сильно растянут вдоль набережной. В центре — мощный двенадцатиколонный портик дорического ордера, огромный фронтон. По сторонам портика — скульптурные группы: «Геркулес и Антей» (С. С. Пименов) и «Похищение Прозерпины Плутоном» (В. Н. Демут-Малиновский, высота — 3,6 м). Боковые крылья — совершенно гладкие стены.