Истоки буддистских культовых сооружений

Во время четырехмесячного сезона дождей Будда и его ученики останавливались во владениях зажиточных людей, где строили хижины из тростника и бамбука – они стали прообразом буддистских монастырей.

Умерших монахов кремировали или хоронили вблизи этих хижин, там же устанавливались могильные памятники, представлявшие собой округлые сооружения с куполом – впоследствии такие сооружения стали называться ступами. В них помещали останки монаха, прославившегося своей святостью.

После смерти Будды его пепел был разнесен монахами по всей Индии, и там, куда его приносили, строилась ступа. Потом стали хранить в ступах прах виднейших сподвижников Будды. Подобная практика дожила до наших дней. Постепенно вокруг хижин и ступ стали образовываться монастыри-жилища – вихары («места отдохновения»).

Когда паломничество буддистских монахов из-за погодных и иных климатических факторов представляло для них опасность, они пользовались либо жильем, предоставляемым мирянами (что являлось почетным актом милосердия), либо естественными пещерами, либо навесами, крытыми соломой. Так в период 5-3 вв. до н. э. появились монастырские кельи и монастыри, мужские и женские.

Изначально словом чайтья обозначали место погребения или кремации буддийского монаха. Постепенно этим словом стали обозначать памятные места, связанные с известными святыми, далее — вообще любое святое место, включая святые деревья или рощицы. Еще позднее слово чайтья стало обозначать буддийские молельные залы, в апсиде которых располагались ступы или местонахождение изображения божества, возле которых с кружкой просили подаяние наголо бритые, в желто-шафранных одеждах буддистские монахи, питаясь раз в день.

С древнейших времен индусы поклонялись древесным духам-якшам. Святилища якш, окруженные изгородью, иногда и небольшими шатровыми сооружениями с колоннами, стали прототипом первых буддистских мест. Изгородь отмечала территорию ритуального обхода сооружения по часовой стрелке в направлении движения солнца как знак почитания божества.

Основные типы буддистских культовых сооружений

Ступа

Буддистская ступа имеет важное символическое значение – ее одновременно рассматривают и как осязаемую форму Будды, и как его учение. С появлением изображений Будды ступы приобретают также и космическую символику. Ступа — модель Вселенной. Квадратный или круглый плинтус символизировал землю, полусферический купол – небеса.

Ось ступы символизировала мировую ось в виде божественного столпа, связывающего подземный мир, землю и небеса. Сочетание квадратной балюстрады и мачты олицетворяет ограду вокруг дерева из семейства фикусов, под которым Будда достиг просветления. Ось шла от цоколя и завершалась над куполом пирамидой из семи зонтиков (зонт – символ значимости монашеского общежития), по одной из версий символизировавших семь небес, или из восьми зонтиков, символизировавших восемь ступеней на пути к нирване.

Кубическая камера в круглой ограде в центре полушария ступы хранила останки Будды и символизировала нирвану, сменяющую тяжкое земное бытие, другие реликвии. Каменная стена вокруг ступы служит «водоразделом» между божественной сферой и миром непосвященных и символизирует горную цепь, которая окружала Вселенную. Между оградой и полусферой проходили паломники.

Возле каждого буддистского храма обязательно растет священная смоковница или «дерево просветления», получить которое можно только под ней. Лучше всего сохранился архитектурный комплекс ступ в Санчи, современный штат Мадхья-Прадеш, некогда торговом центре на караванном пути, процветавшем с 3 в. до н. э. по 7 в. н. э., в 13 в. пришедшем в запустение.

Это место случайно открыл в 1818 году один английский генерал, благодаря которому более пятидесяти памятников было спасено от разрушения. Большая Ступа строилась в течение нескольких столетий. Начало строительства связывают с императором Ашокой, 3-1 вв. до н. э. Основание ступы имеет в настоящее время диаметр основания 36,6 метров и возвышается ступа (без зонтичной части крыши) на 16,4 метра. Ковчег с останками Будды в ней не обнаружен.

Прообразом формы четырех порталов явились пастбищные ограждения и сельские палисадники. Знаменитая ограда относится к 1 в. до н. э. В 8-9 вв. широкое распространение получили миниатюрные (высотой до 13 см) глиняные, бронзовые или каменные модели ступ, внутри которых находились таблички с буддистскими формулами. Раскрашенные белой краской, эти ступы изготовлялись в «дар дхарме», освящались и жертвовались. Активное поклонение ступам сохранилось до 12 века. В дальнейшем многих из них были разобраны на строительный материал.

Чайтья

Все помещения чайтьи – молельного зала — или вырубались в скальном монолите, или строились из камня или дерева. Широкое строительство чайть относится к 5 в. Обычно чайтья представляла собой трехнефный зал с апсидой, где длина немного превышает две ширины, а высота равна ширине. В апсиде находилась ступа с изображением божества, отгороженная с двух сторон колоннадой. Свод-перекрытие чайтьи повторялся на ее фасаде подковообразным «солнечным окном», через которое в зал проникал свет.

Перед входом в зал обычно находился открытый вестибюль с входным крыльцом и небольшим двориком. Зал имел три двери, одна для монахов, две других — для слуг (которые, войдя через левую дверь, могли совершить обход ступы и выйти через правую дверь, не мешая молящимся монахам). В чайтье 1 в. в местечке Карли (современный штат Махараштра) верх колонн украшает скульптурная группа: присевшие слоны с ездоками – мужчиной и женщиной.

Вихара

Вихара – это жилище буддийских монахов. И одновременно – некая разновидность монастыря с настоятелем во главе. Первоначально вихара представляла собой квадратный или прямоугольный зал с плоским перекрытием. Построенные из кирпича вихары не сохранились, дошли лишь «пещерные». Площадь монашеских келий могла достигать нескольких квадратных километров, кельи выходили во внутренний двор (или дворы), служившие местом для собраний и омовений и вмещавшие до нескольких сот монахов.

Самый известный в мире пещерный комплекс находится в Аджанте, в штате Махараштра. Тридцать буддистских пещер создавались в период со 2 в. до н. э. по 5 в. н. э. Четыре пещеры представляют собой чайтьи, остальные — вихары. Здесь жили монахи во время муссонных дождей. Для освещения помещений использовались устройства из зеркал, отражавших наружный свет.

Пещеры украшены резьбой, изображениями из гипса, фресками (о живописи Аджанты в разделе «Изобразительное искусство»). Весь комплекс был вырублен в виде скального амфитеатра высотой 76 метров, возвышаясь над рекой. Скалу вырубали, начиная с вершины (без использования лесов), таким образом, что первой законченной конструкцией был потолок будущего сооружения. Каменные глыбы обтесывались в колонны, их покрывали резными изображениями. Последним элементом пещеры был пол. Завершались работы созданием фасада и веранды, затем отделывали вестибюль, главный зал, святилище и кельи.

Одно из самых священных мест Индии – пещера бога Шивы на небольшом острове близ Мумбаи (Бомбея) (6-8 вв.). Молитвенное помещение представляет собой сооружение в виде куба, открытого с четырех сторон, за которыми надзирают восемь стражей. В кубе находится каменный фаллический символ Шивы (лингам), который отождествляется с горой Меру — центром Вселенной и земной осью, вокруг которой оборачивается универсум.

пещера бога Шивы
пещера бога Шивы

Во втором храмовом помещении имеются две боковые кельи и центральное святилище, охраняемое львами и окруженное ритуальной дорожкой. На стенах можно видеть изображения Шивы в различных обличьях: например, с поднятыми кверху волосами, что было характерно для аскетов. Надо сказать, что горы и пещеры издавна считались в Индии обителью богов — горы из-за своей близости к небесам, пещеры – из-за своего сходства с чревом Матери-Земли. Повелителем гор считался Шива.

Вообще гора играет важнейшую роль в индуистской мифологии. Она рассматривается как символический путь, ведущий к познанию самого себя, мостом между миром непосвященных и божественной сферой. Наконец, гора являлась предпочтительным местом паломничества. В 400 км от Бомбея в штате Махараштра находится пещерный комплекс Эллора (8-9 вв.), включающий индуистские, джайнистские и буддистские пещеры. На фото показано одно из вырубленных в горе святилищ – «Обитель Шивы» (Кайласанахта), отождествляемая с горой Кайласой, обиталищем Шивы.

«Обитель Шивы» (Кайласанахта)
«Обитель Шивы» (Кайласанахта)

В течение двух веков, начиная с верхушки холма и продвигаясь вглубь, строители вынули миллион (!) кубических метров скальной породы, мастера высекали каменные глыбы высотой тридцать три(!) метра, создавая подземные залы площадью более 3,5 тысяч квадратных метров и трехуровневые пещеры. Комплекс Кайласанахта представляет собой монолитный массив, поэтому колоннады выполняют только декоративную функцию.

Колонны

В самых разных частях Индии можно встретить одиноко стоящие колонны. Они имеют как светское, так и религиозное значение. Они разной формы (квадратные, округлые) и типов, разнообразной лепниной, формой баз и капителей. К жертвенным столбам, служившим своеобразным связующим звеном двух миров – богов и людей, привязывали жертвенных животных.

Эти колонны также символизировали победу, одержанную Индрой с помощью шеста над демоном Вритрой, а также ассоциировались с мачтой Индры, на которой помещался его штандарт. Жертвенные столбы (да не один) возвышались в каждой деревне.

Количество жертвенных столбов соответствовало количеству жертвоприношений и одновременно свидетельствовало о набожности селения. Первые каменные столбы появились в 1-3 вв. Первым колонны в государственных целях стал воздвигать царь Ашока. Он также начал практику постановки колонн в местах, связанных с жизнью Будды, его последователей и событий из истории буддизма. На тщательно отполированных колоннах (секрет полировки не могут разгадать до сих пор) из цельного блока песчаника высотой до 15 метров с капителью в виде лотоса вывешивались тексты.

Колонны чаще всего высекались из монолита и устанавливались на границах империи и в больших населенных пунктах. Как правило, верхушки колонн Ашоки венчались изображениями животных (обычно слон, бык, лошадь или лев). На капители колонны в Сарнахте изображены четыре льва, повернутые спинами друг к другу. Изображение этой капители принято в качестве национального герба современной Индии. Возводились в Индии и триумфальные колонны в честь победы царей над противником.

В городах отдельно от ворот устанавливалась деревянная, каменная или железная колонна как знак космической энергии и могущества правителя. С появлением религии сикхизма (15-16 вв.) в Индии в честь первых наставников-гуру строились гурудвары (до сих пор при них сохранилась традиции бесплатной раздачи пищи) и… борцовские арены, где второй по счету синкх-гуру призывал своих последователей меряться силой.

Следствием мусульманского завоевания Индии в 13 веке стало появление новых форм в зодчестве – мечетей (например, Куббат Уль-Ислам в Дели), минаретов, мавзолеев (Хумаюна в Дели), укрепленных резиденций (Красный Форт в Дели) использование таких новых строительных материалов как красный песчаник, кладки на растворе, что позволяло возводить купола и арки.

Непревзойденным шедевром индийской архитектуры стал мавзолей Тадж-Махал в Агре (окончание строительства – 1650 г.), столице Великих Моголов.