Они подразделяются на элементарные визуальные коммуникации — указатели, витрины, реклама как на стационарных, так и на мобильных носителях, и «невидимые» средства управления городом — аудиооповещение, электронная техника и т.п. .

Важной особенностью устройств первого типа является их обращение к шрифтовым и текстовым композициям. Грубо говоря, в современном городе, несмотря на обилие пиктографических указателей, неграмотному человеку не место — его постоянно поджидает опасность потери ориентации, неверного использования услуг городской техники и т.д.

Правда, информационные структуры пока еще не стали полностью самостоятельной ветвью городской среды, как это произошло с транспортом. Большею частью они визуально подчиняются или более продвинутым транспортным системам, или просто строению городского пространства. Но нет никакого сомнения, что в ближайшем будущем информационная составляющая городской жизни постарается стать всеобъемлющей виртуальной формой среды города со своими задачами, носителями и законами строения и композиции.

Дополняют фундаментальные системы городского дизайна самые распространенные в городе всепроникающие СТРУКТУРЫ «БЫТОВОГО» (ПОВСЕДНЕВНОГО) ДИЗАЙНА. Сюда входят две разновидности техногенных форм наполнения среды: сопроводительный («линейный») городской дизайн и «скрытые» технические устройства. Эти формы принципиально привязаны к другим визуальным системам среды, даже подчиняются им, обеспечивая бесперебойность работы разного рода городских служб и структур, и являются основными средствами создания бытового комфорта горожан .

Последняя форма — кондиционеры, системы электронного управления уличным движением, охранные системы, поливальные и дренажные устройства газонов, насосы фонтанов, морозильные установки искусственных катков, разводки труб отопления и вентиляции и т.д., и т.п. — чаще вообще не видны рядовому зрителю и только иногда появляются на фасадах или на крышах зданий в виде различных шахт, труб или гроздьев навесных бытовых кондиционеров, уродующих неприспособленную для них архитектурную пластику «классических» или решенных в модерне сооружений. Правда, сегодня архитекторы и дизайнеры стараются эти некогда «неприличные» детали среды сделать полноправными участниками ее эстетических конструкций, не скрывая технические центры крупных зданий или моечные подвесы больших остекленных поверхностей, а используя их в качестве самостоятельных «тем» композиционной картины города.

Гораздо значимей для облика городской среды дизайн, зримо сопровождающий повседневные проявления жизни горожан: киоски, телефонные будки, тележки уличной торговли, урны, уличные фонари, кронштейны и кашпо для цветов и т.д. Делятся эти разновидности технических составляющих среды на два класса: устройства, необходимые городу технологически (элементы освещения, ограждения и шлагбаумы, автоматические счетчики на автостоянках, торговые автоматы, кассы размена денег, шумозащитные экраны, навесы на остановках транспорта, городская мебель, мощение) и преимущественно декоративные — рекламные установки, цветочное оформление, памятные знаки, светоцветовые композиции около казино и пр.

Есть еще и третий класс элементов линейного дизайна, но он пока не стал самостоятельным: устройства как бы бесполезные, но доставляющие горожанину удовольствие. Это различные карусели, аттракционы, видеоприборы на обзорных площадках, игровые и музыкальные автоматы, мобильные выставки и т.д., которые, в зависимости от обстоятельств примыкают к первой или второй группе, либо вообще являются частью информационных систем.

Многие архитекторы и дизайнеры до сих пор не освободились от слегка высокомерного взгляда на проектирование этих элементов среды, понимая определение «малые формы» — буквально. Но на деле количество этих «форм» на улицах города достаточно, чтобы исказить общее впечатление от «большой» архитектуры. И единственный способ избежать их негативного воздействия на зрителя — работать с элементами «линейного» дизайна как с эстетической ценностью городской действительности, проявляя не только техническую грамотность и изобретательность, но и художественную смелость, и хороший вкус при реализации законов их дизайнерского формообразования.

А законов этих — немало. Например, эти формы очень редко существуют в среде раздельно — они стремятся к организации всякого рода локальных группировок (скажем, скамейки, урны, мощение вокруг цветника или площадки отдыха) или вытянутых систем — например, цепочка фонарей вкупе с ограждениями тротуара и «запретительной» разметкой мостовой вдоль улицы. А если и существуют, то стараются «покрыть» освоенную дизайном территорию «ровным слоем», где расстояния между знаками или дизайнформами предполагают непрерывность визуальных впечатлений, не превышая доступные глазу 50-100 м.