Гармонизация средового решения как обратная сторона композиции

Архитектурная композиция

КОМПОЗИЦИЯ («прямые» действия) структурирование формы, выделение главного («идея») сопоставление и отбор «тем» согласование «тем», увязка «тем» и «идеи» по массам, ритму, цвету и пр. выразительная акцентно-доминантная комбинация проектных форм масштабов уравновешивание форм, ликвидация диссонансов целостность восприятия ансамбля и его слагаемых, их стремлением к пространственной экспансии, чередованием разных состояний в пределах одной структуры, наложением полей концентрации разных средовых форм друг на друга. Явление, прекрасно описанное порожденным нашим временем термином «открытые планировочные структуры».

Примечание: современный подход к гармонизации и композиционной работе со средой использует как архитектурные, так и дизайнерские элементы и приемы организации материала творчества

Слагаемые среды — процессы, пространства, дизайнерское наполнение — концептуально неоднородны, что резко осложняет возможность единого подхода к формализации перечня гармонизационных мероприятий, необходимых для их преобразования.

Любая система средовых связей согласно сценариям своего существования может содержать и положительные, и «отрицательные», дискомфортные позиции, образующие в результате их столкновения специфическую данному процессу предметно-пространственную структуру. А значит, в эмоционально-эстетической окраске конкретных видов среды могут превалировать «отрицательные» оттенки содержания, подчеркивающие привлекательность действующих рядом средовых единиц (например, после тяжелой работы нужен отдых, после громкой музыки — тишина и т.п.).

Другими словами, положения об «идеях» и «темах» (принципах соподчинения и соподчиняющихся элементах) в средовом искусстве должны относиться не только к его композиционным построениям, но и к «зеркальным» им правилам гармонизации. В зависимости от целей гармонизационных действий проектировщик должен определить нужный ему характер «пятого принципа» (обобщающего визуально-образные результаты этих действий), который покажет, какой из остальных четырех будет самым действенным в данной ситуации, а какие будут ему подчиняться. Что означает — в ряде случаев некоторые из этих «принципов второго эшелона» могут вообще не проявиться.

Предыдущая статьяСАДЫ АМПИРА
Следующая статьяЗакономерности архитектурной композиции