Федоро-Стратилатовская церковь, построенная в 1360—1361 гг. на средства посадника Семена Андреевича, значительно превосходит размерами более ранние церкви и выглядит более величественной. Рядом дополнительных средств строители усилили это впечатление. Они вернулись к расчленению фасадов лопатками, соответствующими внутренним столбам, и украсили апсиду подобием романской двухъярусной аркады. Кроме того, увеличилось количество окон, располагавшихся в два яруса даже в апсиде.

Еще богаче убранство фасадов церкви Спаса Преображения на Ильине улице на Торговой стороне, построенной в 1374 г. «уличанами» Ильиной улицы и боярином Василием Даниловичем. Более крупная, чем Федоро-Стратилатская, эта церковь помимо аналогичных декоративных деталей имеет еще группы окон и ниш, объединенных трех- и пятилопастными бровками, рельефные кирпичные кресты, второй арочный поясок на барабане, полукруглые и треугольные бровки над отдельными окнами и полоски «бегунца», разбросанные местами на фасадах. Обычные для XIV в. резные «поклонные кресты» также рассматриваются как пластические архитектурные детали. Выступающие рельефные кирпичные детали — бровки, наружные обломы порталов, аркады апсид, образуя красно-коричневые линии на фоне стен, еще более усиливают впечатление живописности, так же как пятна наружных фресок. Известковая затирка, необходимая из-за гигроскопичности некоторых пород камня, не скрывает неровную живописную фактуру поверхности стен.

Таким образом, новгородские зодчие, сохраняя выработанную в XIII в. общую композицию храма, но увеличивая его размеры и наделяя внешним убранством, придающим зданию торжественный и величественный характер и делающим его живописнее, создали совершенно новый образ культового здания, соответствующий эпохе наивысшего расцвета Новгорода. Храмы, подобные Федоро-Стратилатскому или Спасскому на Ильиной улице, отличались и от строгих и могучих храмов начала XII в., и от скромных монастырских церквей XIII — начала XIV в. своим более светским, чуждым аскетизма характером.