Территорию Финляндии во время ледникового периода словно катком выровняли. После ледяных глыб оставались морены, которые преграждали путь рекам, и поэтому здесь очень много озер с протоками между ними. Они делят страну на небольшие участки и дают возможность добраться практически до любого места по воде.

Хвойные лесные массивы на востоке простираются за границу с Россией, в Карелию. В Финляндии, как в Восточной Европе, в деревянном строительстве преобладают рубленые здания. Однако религиозное и культурное влияние Западной Европы и Скандинавии наложило свой отпечаток на местную архитектуру. Более 600 лет Финляндия

находилась под властью Швеции, и финны, как и шведы, с XVI в. стали убежденными лютеранами.

Во времена Средневековья финны и шведы строили квадратные в плане церкви. Они были похожи на каменные храмы с длинным узким нефом и башенкой над входом. Церковь из Сеглоры, находящаяся ныне в Скаисене, Швеция, построена в 1729 г. и представляет великолепный пример этого стиля в шведской архитектуре. Когда ее возводили, все члены общины принесли по куску дерева, чтобы хотя бы одна деталь здания принадле

жала им. Кафедра расположена в южной части около окна. Традиционно окна северной стороны делали очень маленькими, чтобы сберечь тепло, поскольку с севера все равно попадало недостаточно света, для того чтобы пастор мог читать. Ризница позади алтаря была пристроена в XIX в., когда священникам стало неудобно облачаться в ризу на глазах прихожан.

Влияние итальянского ренессанса, когда начали строить церкви с квадратным внутренним помещением, разумеется, достигло и Швеции с Финлянди-

ей. Возможно, подобная конструкция церкви Св. Екатерины в Стокгольме, построенной по проекту Жана де ла Валле в 165(5 г., стала даныо новым веяниям. Хотя ренессанс был особенно популярен у архитекторов Восточной Швеции, самые совершенные из сохранившихся церквей находятся в Финляндии. Скорость, с которой ренессанс проникал в деревянное зодчество, можно измерить, приняв во внимание, что только в XVIII в. в Финляндии начали складывать дома не из круглых, а из квадратных бревен.

Облик церквей менялся в разной степени, и это зависело от смелости строителей и настроений прихожан. К экспериментам строителей подталкивали рост населения и особенности церковной службы. Протестантская вера в большей степени, чем католическая, требовала присутствия всей паствы на воскресной проповеди. В большинстве районов Скандинавии в то время сельские общины были изолированы, и собраться вместе было трудно. Правда, густая речная сеть Финляндии позволяла собирать большие группы людей, которые прибывали на место на лодках, иногда даже на 14-весельных.

Строители учитывали это и создавали как можно более вместительные храмы, поскольку у лютеран особое внимание уделялось проповеди: это требовало вместить в центральное помещение всех прихожан, чтобы они могли хорошо слышать священника.

В течение XVIII в. было построено много псев- докрестовых церквей. Это были базилики с большими трансептами (поперечными нефами). Такого типа церкви находятся в Кеуруу (1758) и Пихла- явеси (1780).

Церковь Пихлаявеси возведена в бедном и изолированном приходе Руовеси, объединявшем жителей десяти земельных наделов и четырех фермерских семей, арендовавших землю. Ее построил Матти Окерблом в виде прямоугольного здания с небольшим южным трансептом, выходящим в неф, и северным трансептом, где помещалась ризница.

Церковь Кеуруу построена под руководством строителя-самоучки, Антти Хаколы, для общины, более многочисленной и богатой. Здесь трансепты не слишком сильно выступают наружу и представляют собой часть просторного центрального

помещения с высотой потолков, почти как у центрального нефа. В них же устроены галереи. Чтобы священника было лучше слышно, кафедру установили в месте пересечения нефа и одного из трансептов. В обоих случаях трансепты также выполняют роль контрфорсов. По готической традиции колокольни располагаются над входом, хотя их форма далека от готической.

В крестообразных церквях конца XVIII в. трансепты делали таких же размеров, как неф. Например, церковь в Петаявеси имеет в плане форму греческого креста. Ее спроектировал и построил в 1763-1765 гг. Яакко Леппанен, уроженец Центральной Финляндии. Она сложена из бревен, соединенных «в лапу». Здесь своды нефа и трансептов сходятся, образуя «плоский купол». Декоративные ребра сводов окрашены охрой, они скрывают стыки бревен. На парусе свода плотники написали «1764» — дату, когда была возведена крыша. На галереи над трансептами и над входной частью нефа допускали слуг и арендаторов, а землевладельцы занимали места внизу. Мужчины сидели в правой части нефа, а женщины — в левой.

Стремление увеличить внутреннее пространство церкви заставляло делать церковь в плане в форме усеченного креста. В таких церквях усеченно-крестовидной формы вместо прямых углов было по два угла по 135°. Кроме того, это позволяло выкладывать стены из более коротких бревен и уменьшать размеры вырубок в соответствии с указом шведского правительства, изданным в начале XVIII в.

В церкви Руовеси (1777-1778) нет прямых углов, вместо них сделаны 24 угла по 135°. Центральное помещение составляет в поперечнике 35 м. Широкие окна дают достаточно света и в нижней части, и на галереях. Большой плоский купол держат по две балки на каждом из рукавов усеченного креста. Всего церковь может вместить 1500 человек.

Строительство церквей в это время в Финляндии осуществлялось в соответствии с королевским указом от 1759 и 1776 гг. только по разрешению начальника Городской коллегии по строительству в Стокгольме. Строители церкви в Петаявеси такого разрешения добились, но в других случаях этот указ полностью или частично игнорировался. Окраинный статус Финляндии давал ее жителям преимущество перед шведами, чьи церкви, построен-

ные без разрешения, были снесены, а взамен воздвигли более привычные сооружения.

Архитектуру церквей по обе стороны Ботнического залива (между Швецией и Финляндией) объединяет общая черта — отдельно стоящие колокольни так называемого Ботнического типа. Такие культовые сооружения начали возводить в конце XVII в. вместо готических. Часто колокольни выполняли роль ворот в церковный двор и имели в нижней части сквозной проход. Как правило, колокольни были трехэтажными, постепенно сужающимися кверху. Помещения крыты резной кровлей. Два нижних этажа в плане имели форму квадрата, верхний — восьмиугольника.

Колокольня гораздо более поздней постройки в Петаявеси, которую возвел в 1821 г. внук Яакко Леппанена, доказывает устойчивую популярность этого стиля. Колокол помещается на втором этаже за ставнями, которые открывают, когда звонят. Классические детали указывают на влияние французского ренессанса. Тяжелый колокол и вся конструкция башни покоятся на галерее с диагональными раскосами. Существовало много вариантов главной идеи Ботнического стиля, причем некото-

рые мало его напоминали. Такова, например, колокольня в Куру (1781), где восьмиугольные верхние этажи заканчиваются куполом-луковицей, как бы даныо барокко. В Финляндии такие башни возводили на сложенном из бревен нижнем этаже, а в Швеции опоры галереи стояли прямо на земле.

Такие церкви, как описанные выше, не имеют аналогов в общемировой деревянной архитектуре, являясь замечательным национальным творением.