То обстоятельство, что средневековый зодчий владел тайнами искусных геометрических приемов, и тот факт, что сам памятник согласно современному эмпирическому исследованию укладывается в ту или иную композиционно-геометрическую схему, сами по себе еще не доказывают, что памятник был создан по этой схеме. В самом деле, приемы гармонизации построений при всей наглядности их графической подачи, но не сведенные к принципиальному основанию, не вполне убеждают.

Поэтому, если «кроме геометрии вещей самих по себе нужна геометрия, описывающая наши визуальные представления о вещах», то геометрические приемы, названные Фараби «искусными», есть отражение способов упорядочения впечатлений внешнего мира, зафиксированных философской мыслью средневековья. Это прежде всего идея единства мира или доктрина единства -фундаментальный постулат традиционной философии, а также ряд представлений, опирающихся на эту ведущую идею миропонимания: представление о гармонии мира, дискретности его пространственно-временного существования, подобия макромира вселенной и микромира человека.

Эти идеи, понятийно связанные с предметом нашего исследования, мы условно называем «идеями симметрии» в культуре средневековья.

Симметрия становится предметом нашего внимания как структурная основа мысленных образов, понятий, идей, обусловленных мировоззрением средневекового человека. Обнаруживая закономерности симметрии в формах профессионального сознания, мы пытаемся понять истоки принципов симметрии в композиционном мышлении.

Рассмотрим вопрос подробнее. Поскольку речь идет об идеях, связанных с миропониманием человека средневекового Востока, то правомерно исходить из принципов его традиционной философии -ислама.

Ислам унаследовал духовную культуру многих народов. Доктрины его имеют в качестве истоков как мифопоэтические представления кочевого арабского населения, так и философию античности и Востока. На основе этого материала ислам выстраивает свою картину мира, определившую мировоззрение эпохи средневековья.

Ислам выступал в роли объединяющего фактора общества, пропитывал всю его структуру. Нормы и предписания ислама стали неотъемлемой частью повседневной жизни людей. Он соединял в себе светскую и религиозную сферы, отождествлял мораль и право. Все это делало ислам системой, претендующей на удовлетворение всех духовных потребностей человека.

Выступая в качестве одной из форм общественного сознания, ислам представлял собой комплекс институтов, охватывающих социальную жизнь общества, подчинивших своему влиянию науку, культуру и оказавших глубокое влияние на исторические традиции, нравственные представления людей и, что особенно для нас важно, на художественное мышление народа. Общественным идеалом ислама было теократическое государство, в котором духовная и политическая власть сосредоточена в руках религиозных вождей.

Ислам, по существу, был единой идеологией, оказывавшей всестороннее влияние на жизнь людей, устойчивое воздействие на формирование общественной психологии. В обществе не было другой идеологии, противостоящей исламу, а духовенство выступало единственной идеологической силой общества. Догма ислама являлась исходным пунктом и основой всякого мышления. Вполне естественно, что в таких условиях политика, науки и искусства являлись лишь отраслями богословия, проводящими его принципы, исповедующими его идеи. В целях нашего исследования мы особо подчеркиваем интегрирующую функцию традиционной философии в культуре среднеазиатского средневековья.

Самое «понятие искусства является производным от основных постулатов мусульманской метафизики, первым примером которой является Коран». И, поскольку во всех официальных религиозных доктринах самые общие идеи связывались с идеей миропонимания, то мы вправе видеть выражение этих идей во всех жанрах традиционного искусства, в том числе и в архитектуре.

Чтобы показать значение приемов композиции, которые служили, так сказать, переводу художественных идей, пребывающих в сознании зодчего, в создаваемый им объект, и показать особенность этого процесса в период господства идеологии ислама, необходимо дать краткий обзор представлений мусульман о творчестве в целом.

Согласно мусульманскому учению мироздание представляет собой непрерывно воспроизводимую творческой энергией Аллаха иерархию ступеней бытия: сначала высших -духовных, а затем низших -телесных. Человек выступает точной уменьшенной копией космоса -микрокосмом, содержащим всю полноту ступеней бытия, и тем самым процессы, протекающие в космосе и в психологии, оказываются по существу тождественными. Подобно мирозданию, человек рассматривается как иерархически упорядоченное единство, в котором низшие уровни управляются и воспитываются высшими: душа, ведающая чувственным восприятием, воображением и движением, управляется разумом; разум, «движущий тело к целенаправленным человеческим искусствам», «духовным сердцем», способным созерцать сферу ноуменального. Эти представления о человеке и космосе дают ключ к пониманию средневекового профессионального самосознания.

Азиатское зодчество выступало как одна из сторон единой концепции творения, охватывающей все виды деятельности. Согласно этой концепции подлинная способность творить присуща лишь Аллаху, чье всеобъемлющее знание содержит общие идеи, или неизменные архетипы всех вещей. Человек в той или иной степени наделен пророческим даром и способен «духовным сердцем» воспринимать подобный свету поток общих идей, нисходящий из горнего мира, претворять его в душе «мире воображения» в череду доступных внутреннему зрению единичных идей-образов и, запечатлевая эти идеи-образы в материале, творить, создавать, в частности, архитектурное сооружение. Получается, что «творческий процесс слагается из двух фаз: персептивной (восприятие идеи) и агентивной (создание вещи)».