В 1786 г. министр внутренних дел Великобритании представил на рассмотрение правительства «Тезисы плана», предусматривавшего создание колонии для преступников в «Новой Голландии» (как тогда называли Австралию). В докладе говорилось, что вывоз туда преступников будет «выгоден для них самих и для государства». Сейчас считается, что одно из дополнительных преимуществ этого плана для государства заключалось в том, что позволяло удовлетворить насущную потребность королевского флота в древесине. Поражение Великобритании в Войне за независимость 1783 г. лишило ее доступа к американской древесине. Специальная комиссия Палаты общин обратилась к исследователям с просьбой оценить возможности поставок древесины из Новой Голландии. Ботаник Джозеф Бенкс, сопровождавший Кука в его экспедиции в 1770 г., сделал вывод, что древесина вполне пригодна для строительства и домов, и кораблей.

Когда первые корабли достигли залива Ботани, то здесь обнаружились в изобилии австралийские эвкалипты, до сих пор составляющие 75% от всех деревьев на континенте. Эти деревья с прочной древесиной произрастают во всех климатических и географических регионах континента, от болот до полупустынь. Высота некоторых не больше метра, другие достигают в высоту более 80 м. Поначалу колонистам не понравилась их древесина.

Но вскоре были обнаружены более пригодные для строительства виды эвкалиптов. Сразу же по достоинству был оценен можжевельник виргинский. Впервые его начали заготавливать в 1790 г., древесина использовалась настолько широко — для строительства оград, домов, изготовления столярных изделий и мебели, — что через 90 лет ее запасы иссякли. Другие деревья использовались для специальных целей: австралийские эвкалипты могли долго находиться в воде и не гнить, что делало их

древесину идеальной для строительства мостов, пристаней и фундаментов; эвкалипты с волокнистой корой очищались и использовались в общем строительстве, а их кора применялась для покрытия крыш; эвкалипты с твердой корой были настолько прочными, что поначалу их вообще не могли использовать, но затем стали изготавливать из них превосходный гонт. Древесина эвкалиптов и с волокнистой, и с твердой корой была удивительно прочной, а после сушки — относительно негорючей. Однако эта прочная древесина имела существенный недостаток — она тонула, что очень затрудняло ее транспортировку.

История деревянного зодчества в Австралии — это главным образом история двойственного отношения поселенцев к местным эвкалиптам, достоинства которых удалось полностью изучить

только в наше время. А в те времена альтернативным источником древесины оставались местные мягкие породы и пиломатериалы, завозимые из других частей Британской империи или из Соединенных Штатов. И пока местные австралийские деревья не начали использовать достаточно широко, Бенкс оказался не прав только в одном — местная древесина не подходила для кораблестроения.

ВИКТОРИЯ