Архитектурной полихромии городов Крайнего Севера должны предъявляться особые требования, поскольку человек постоянно испытывает в них дефицит света и тепла.

Психофизиологическое действие цвета в какой-то степени нейтрализует неблагоприятные природные факторы. Цвет значительно влияет на заметность и видимость зданий.

Так, желто-красные лучи лучше, чем другие, преодолевают атмосферные помехи. Под действием именно этого спектра лучей, столь характерного для Севера, из-за низкого стояния солнца сооружения, окрашенные в теплые тона, приобретают еще более насыщенное звучание.

На фоне снега, льда и неба наиболее заметны здания красных, темнеющих в сумерках тонов, а на темном фоне леса и скал — голубые и желтые оттенки.

Психофизиологический комфорт у жителей северных городов достигается использованием в отделке зданий цветов длинноволновой части спектра, которые ассоциируются с солнцем, огнем, теплом, вызывают подъем эмоционального тонуса, контрастируя с холодной гаммой северного ландшафта.

При низкой освещенности ухудшается различение цветовых оттенков, поэтому для этого региона рекомендуется цветовой ряд с достаточно высоким коэффициентом отражения.

Характерные черты климата Прибайкалья — продолжительная суровая зима, частые туманы и в то же время большая интенсивность солнечного сияния. Отмечено, что серо-белая масса застройки буквально «теряется» в преобладающей в течение года ахроматике естественного ландшафта. К тому же туман снижает цветовой контраст и насыщенность тона. Летом же цвет поглощается ярким солнечным светом. Концентрация теплой цветовой палитры низкой светлоты и небольшой насыщенности в пешеходной зоне городского пространства поможет снизить визуальный дискомфорт. Восприятие архитектурной формы в этой зоне улучшится при поддержке цвета фактурной и плазуальные зоны, воспринимаемые издалека, желательно закрепить более насыщенной, контрастной полихромией. Структурно здесь целесообразны конструкции из крупных цветовых масс, причем возможна палитра глубоких, темных тонов.

В своих рекомендациях по полихромии для городов Восточной Сибири В. Елизаров выходит за рамки цветовой палитры, уделяя внимание и структурному аспекту полихромии. Плодотворность такой позиции очевидна. Игнорирование структурных особенностей будущего архитектурного многоцветия при реализации способно дискредитировать любые рекомендации по палитре. Важно знать не только, какие цвета оптимальны, но и как необходимо разместить их в пространстве. Лишь при таком понимании архитектурной полихромии мы сможем воспользоваться всей суммой знаний о природном окружении, в том числе о его структурно-пространственных особенностях при формировании цветовой среды города.