Особенно отчетливо рационалистические устремления проявились в этот период в России в так называемом «кирпичном стиле». Само название «кирпичный стиль» условно, потому что это был по существу не стиль, а стремление облечь стилизаторство в более рациональную форму. Исходными позициями кирпичного стиля было требование применять в зданиях и сооружениях не штукатурку, а облицовочный’ кирпич — материал более долговечный. Попытки создания кирпичного стиля особенно проявились в творчестве архитекторов И. С. Китнера, В. А. Шретера, Р. А. Геди- ке. Одними из первых и характерных примеров построек в кирпичном стиле являются фабрика шелковых изделий Ниссена, построенная в 1872 г. по проекту И. С. Кит- нера и В. А. Шретера, и доходный дом, сооруженный по проекту В. А. Шретера в Петербурге. Творческое кредо мастеров кирпичного стиля.проявилось не в идейно-художественных поисках, а в стремлении внедрить в архитектурную практику новые строительные материалы, новые рациональные способы отделки зданий. Особое внимание обращалось на облицовку зданий специальным кирпичом, который подбирали по качеству и по тональности. Оштукатуривание зданий считалось «недостойным и обманчивым украшением фасадов». Обилие деталей из профилированного кирпича придавало домам кирпичного стиля некоторое сходство со зданиями, подражавшими русской архитектуре XVII в., хотя трактовка деталей была здесь иная. Основным требованием кирпичного стиля являлся подбор выразительной цветовой гаммы и фактуры всего фасада, а не отдельной детали. Встречались в кирпичном стиле и ренессансные мотивы и мотивы, не имеющие прямых аналогий в истории архитектуры.

Принципиально новое стилевое направление архитектуры на основе буржуазного рационализма начало формироваться уже в следующий период развития архитектуры, что было обусловлено дальнейшей эволюцией капитализма и началось по существу с модерна. появился в русской архитектуре в конце XIX в. не только в Москве и Петербурге, но и в городах провинции. Для него характерно стремление в соответствии с современными требованиями и строительными материалами по- новому решить план и объемно-пространственную структуру здания, создать новую тектонику, новые архитектурные формы. Прогрессивными были и попытки последователей модерна очистить архитектуру от наслоения различных стилей прошлого, вернуть ее к простоте и ясности, стремление возродить утраченную целостность архитектуры. Следует заметить, однако, что эти попытки в практической деятельности приводили к разным, нередко отрицательным результатам. У одних, более мыслящих, прогрессивных архитекторов это проявлялось в стремлении в соответствии с новыми требованиями и средствами создать новую целостную архитектурно-художественную систему со своей объемно-пространственной структурой и композиционными приемами выразительности. У других все сводилось к одностороннему увлечению новыми декоративными приемами, богатством изобразительных средств. Многое было достигнуто и в организации интерьера, в частности в разработке квартир нового типа для доходного дома и особняка, в которых на первый план выдвигается требование удобства и комфорта, а не внешней представительности. Сказано новое слово в модерне и в вопросе синтеза архитектуры и изобразительных искусств. При этом большей частью использовались нетрадиционные приемы.