Архитектура
Главная » История архитектуры » Исторические города » Тесная связь прагматической и эстетической оценки
Тесная связь прагматической и эстетической оценки
Тесная связь прагматической и эстетической оценки

Тесная связь прагматической и эстетической оценки

Тесная связь прагматической и эстетической оценки

Тесная связь прагматической и эстетической оценки

Практически это проявляется в нескольких аспектах. Так, от утилитарной значимости функции, связанной с объектом среды, во многом зависит внимание к его архитектурной форме. Это, в частности, было показано анкетным опросом, проведенным в одном из микрорайонов Ленинграда архитектором С. И.Соколовым. Даже крупные и относительно выразительные формы не назывались опрашиваемыми в качестве ориентира, если они не были связаны с какой-то общественной функцией.

Тесная связь прагматической и эстетической оценки

Тесная связь прагматической и эстетической оценки

Кроме того, утилитарные качества среды, ее комфортность могут влиять на психотоническое, а опосредованно – и на эстетическое восприятие среды. Вот один пример. С точки зрения планировки Всемирная выставка в Чикаго 1933 г. потерпела неудачу. Она была чересчур обширной, чересчур расползшейся, чересчур неорганизованной. Посетитель искал направления и ориентиры, он хотел понять, где он находится, куда он идет и как он сможет вернуться назад… Он попросту хотел понять план выставки и приноровиться к нему. Потерпев в этом неудачу, он чувствовал себя затерянным и часто больше не приходил. В данном примере связь с эстетикой оказалась самой непосредственной, поскольку утилитарно требовалась организованность формы, а это, как уже говорилось – и эстетическое требование. Мы встретимся и с другими случаями, когда утилитарно полезные качества формы оказываются важной предпосылкой ее эстетического восприятия.

Тесная связь прагматической и эстетической оценки

Тесная связь прагматической и эстетической оценки

Тесная связь прагматической и эстетической оценки среды и, в частности, архитектуры отмечается рядом исследователей – А. Иконниковым, М. Березиным, Кр. Норбер-Шульцем и др. Первичный уровень информации, заключенный в произведениях архитектуры, – пишет А. Иконников, – должен отвечать целям практической ориентации, сообщая об организованной системе, с которой связана архитектурная форма, и о тех пространственных связях, которые этой системой обусловлены… На более высоком уровне язык архитектурной формы должен влиять на то, как формируется отношение человека к жизни, на образование фонда устойчивых ценностных ориентации и психологических установок, определяющих общий характер поведения человека. На этом высшем уровне знаково-коммуникативное качество произведения архитектуры неразрывно связано с эстетическим.

x

Check Also

Заброшенный замок «Chateau de Noisy»

Заброшенный замок «Chateau de Noisy»

Любого туриста-путешественника завораживает вид древнего замка, сразу перед глазами всплывают кадры из фильмов про рыцарей, ...

Гент

Гент – старинный город в Бельгии

Город был основан в средние века. Изначально на этом месте находилось несколько аббатств. Сложилось так, ...