Визуальная оживленность

В отличие от многих своих коллег, Кролль не отказался от символики спонтанной формы и методов соучастия после того, как общественные настроения изменились, а его былые единомышленники утратили энтузиазм. В 1978 г., через десятилетие после начала работ в Лёвене, он реконструировал «Зону приоритетной урбанизации» в Алансоне, Франция, где в конце пятидесятых был создан субсидированный государством комплекс крупнопанельных «пятиэтажек» на 2300 жилищ. Уже в начале семидесятых социологические исследования показали подавляющее воздействие его монотонной среды и пустынных пространств на психику и социальную жизнь населения.

Кролль начал работу с изучения мнений жителей, индивидуальных интервью с ними и коллективных дискуссий. Эскизы, выполнявшиеся после «периода диагностики», выносились на обсуждение. В жесткую примитивную геометрию планировки микрорайона с чрезмерно низкой плотностью введены группы одно- и двухэтажных сблокированных домов как бы случайной конфигурации, имитирующие сельские улицы. Их направления подхвачены свободно трассированными пешеходными дорогами; обсаженные деревьями, они окончательно растворили жесткость изначального плана. При реконструкции пятиэтажек надстройками, пристроенными объемами, высокими кровлями их элементарная геометрия приведена к живописности как бы естественной. Замена части панелей наружных стен нарушила назойливо примитивный ритм проемов. Введены разнообразие отделочных материалов и полихромия.

Визуальная оживленность уютно уплотненной среды, ее благоустройство и привлечение небольших магазинов придали комплексу качества «естественно сложившейся» застройки. Был повышен уровень комфортности жилищ. Расходы покрывались за счет более эффективного использования территории. «Соучастие» здесь уже не было ориентировано на утопические цели и мифотворчество. Оно стало рабочим инструментом реальной гуманизации среды, пришедшей в упадок из-за механистического использования стереотипов модернизма.

В том же беспокойном 1968 г., когда Л. Кролль начал свою работу над общежитием, было положено начало еще одному известному эпизоду короткой истории популистского движения в архитектуре. Ральф Эрскин, шотландец, работавший в Швеции, был приглашен в Британию, чтобы проектировать жилой комплекс Байкер в Ньюкасл-апон-Тайн, предназначенный для рабочих местной верфи. Приглашение во многом определялось удачным вовлечением Эрскина в социальное жилищное строительство Швеции и его постоянным стремлением не принимать проектных решений без консультаций с будущими пользователями.

Его работа в Ньюкасле не скатывалась к театрализованному мифотворчеству, к которому обнаружил склонность Люсьен Кролль в Лёвене. В рамках «шведской модели социализма» он выработал трезвый подход к организации «соучастия». В Байкер он не провоцировал жителей на самоутверждение за счет целостности общины и ее среды (к чему и не были склонны британские рабо- чие-докеры, в отличие от студентов-анархистов). По взаимному согласию •’соучастие» было введено в рамки обсуждений и консультативной деятельно

сти. Для апробации намеченных решений на территории была выстроена •пилотная схема» —террасхаузы с 46 квартирами-эталонами; замечания поселившихся там добровольцев были учтены при корректировке проекта.

На основе диалога Эрскин разработал окончательную схему. По гребню холма проложена «стена» — более чем километровая змеевидно изгибающаяся пластина многоэтажного галерейного дома. Она образует северный рубеж комплекса, прикрывая территорию, лежащую на южном склоне, от холодных ветров с Северного моря и шума проходящей рядом автомагистрали. Пластина с меняющимся числом этажей и силуэтом, усложненным крутыми треугольниками шедовых кровель, извне производит впечатление крепостной стены средневес кового городка. Эрскин повторил здесь прием, который использовал на севере Швеции, защищая жилую территорию от ветров и снежных заносов.

В «доме-стене» (по которому комплекс получил название Байкер-уолл) поселились 20% из 8 Тыс. жителей комплекса. Для остальных на склоне размещены группы кирпичных двухэтажных террасхаузов с садами. Квартиры «стены» раскрыты на южную сторону; на внешний периметр выходят скупые проемы кухонь, санузлов и лестниц, подчеркивающих масштаб гигантской поверхности. Смягчают ее монументальную суровость орнаментальные полихромные панно, которые Эрскин, подражая архитекторам-экспрессионистам 1920-х, набрал из кирпича разных цветов, создав декоративные пятна на всю высоту фасада. Переход от открытого ландшафта в обрамленную стеной зону садов и малоэтажных построек драматичен, как в средневековых укрепленных городах. •Стена» обращена внутрь пестрыми комбинациями балконов с ярко окрашенными ограждениями. Завершено строительство в 1975 г. Среди «антигероичес- ких» ансамблей социального жилищного строительства начала семидесятых Байкер-уолл — один из наиболее удачных, как архитектурно, так и социально (последнее подтвердили социологические обследования, проведенные через десять лет после завершения строительства). Инструментальный, а не утопический подход к «соучастию» много значил для успеха.