Традиционные университетские центры — Оксфорд и Кембридж

В первый момент шокированные архитектурными эскападами, дали начало более «мягкому» направлению необрутализма, исходящему от «псевдовернакуларных» построек Ле Корбюзье (таких, как дома Жауль) и от скандинавского опыта. Его романтизм создает атмосферу интимного уюта, деликатный масштаб форм близок к обычному для жилищного строительства. Таково общежитие колледжа Гонвилл энд Кейус в Кембридже (1960, архитекторы Лесли Мартин и Колин Сент-Джон Уилсон). Группа его распластанных 3-4-этажных объемов собрана вокруг внутреннего дворика, поднятого до верхней отметки высокого подиума. Пространство под ним использовано для столовой. Железобетонные конструк- ции облицованы светлым кирпичом. Конфигурация корпусов предполагает возможность примыкания дополнительных объемов. Здание создано под очевид- ныцвлиянием работ Аалто «красного периода». Близка к ним и архитектура Фуппы читальных залов, дополняющих собой несколько старых библиотек Оксфордского университета, которую построили те же авторы (1963). Масштаб здания, образованного как бы наслоением распластанных обьемов, укрупнен лаконичным сопоставлением непрерывных горизонтальных лент окон и полос облицованной плитками стены. Бэзил Спенс использовал для замкнутых каре зданий университета Суссекса (1960) архитектурные темы дома Жауль Ле Корбюзье. несколько укрупнив их масштаб. Усиливая основной мотив — сопоставление выведенных наружу торцов бетонных сводов и кирпичных опор, — он стремился снять ассоциации с жилыми постройками.

Поиски необруталистами альтернативы «жилым единицам» Ле Корбюзье привели к созданию первой осуществленной городской мегаструктуры — «здания-города, скорее, чем здания в городе», как написал критик Тео Кросби34. Это — жилой комплекс Брунсвик-сентр в одном из центральных районов Лондона — Блумсбери (1962-1973, архитекторы Лесли Мартин и Патрик Ходжкин- сон) Два ступенчато поднимающихся ряда галерейных жилищ, стоящих «спиной к спине» и связанных проходом, заполненным А-образным бетонным каркасом, обрамляют длинные стороны подиума пятидесятиметровой ширины. Внешняя сторона каждого парного ряда жилищ начинается от уровня земли, внутренняя — двумя этажами выше, от пешеходной плазы на верхней платформе подиума. Под ее плитой расположено торговое пространство с пассажем посередине. Здесь размещены магазины, рестораны, кинотеатр на 500 мест, мастерские и офисы. На двух подземных уровнях устроен паркинг на 1000 автомашин. 558 квартир рассчитаны на тысячу человек.

Комплекс торжественно монументален — его широкая плаза симметрично обрамлена рядами жилищ, ступенчато поднимающимися на пять этажей над полосой магазинных витрин. На одной из внешних сторон 8 модулей жилищ внешнего ряда пропущены. Их заменил громадный портик, с пилонами на всю высоту здания. Между ними торжественные лестницы ведут на пешеходную плазу и ко входу в кинотеатр. Этот сверхмонументальный вход обрамляют парные глухие башни вертикальных коммуникаций. Комплекс расширил круг источников необруталиэма — многие его мотивы являются цитатами футуристических фантазий Сант-Элиа. Тип жилища получил единодушное одобрение обитателей (в отличие от «жилых единиц» Корбю), но пока остается уникальным — из-за сложностей инвестирования и эксплуатации недвижимости, имеющей разных владельцев (жилье и общественный сектор).

Второй пример бруталистской мегаструктуры — центр построенного в Шотландии нового города Камбернолд, спутника Глазго, с населением 70 тыс. человек (проект планировки 1957 г., архит. Хью Уилсон), который положил начало второй серии новых английских послевоенных городов. К этому времени вполне определились недостатки городов первой серии, создававшихся сразу после войны, — чрезмерно низкая плотность и жесткое членение селитебной зоны на микрорайоны, что приводило к распылению учреждений системы общественного обслуживания. Плотность населения Кам- бернолда, протянувшегося вдоль гребня холма, достаточно высокая. Его компактный массив един и охватывает протяженную осевую структуру центра, расположенную на самых высоких отметках. Система пешеходных дорожек, обособленных от автомобильных трасс, связывает с ним жилые комплексы (проект центра — архит. Джефри Копкатт, 1960). Основой центра служит обширная группа магазинов, которую дополняют ресторан, отель, медицинские учреждения, церковь, банк, кинотеатры, библиотека, почта, помещения общественных организаций и администрации. Структура сфор- Архитехтор Джефри Копкатт. мирована как вытянутое вдоль оси многослойное сооружение, расположен от основного стержня переходы, вдоль галерей и мостиков которых также располагаются учреждения центра. Сложное нагромождение масс выполнено в монолитных железобетонных конструкциях.