Стекло в архитектуре будущего

Стекло в архитектуре будущего

Рассматривая взаимосвязь и взаимовлияние материала, конструкции и архитектурной формы в современном архитектурном творчестве, не будем касаться этапов развития советской и западной архитектуры. Существует обширная литература по истории архитектуры.

Примеры, иллюстрирующие роль стекла в композиции здания, взяты из отечественной и мировой практики вне зависимости от принадлежности архитектуры здания к тому или иному стилистическому направлению. Такой подход может вызвать возражения. Однако, как нам кажется, он оправдан в рамках нашей узкой задачи показать собственно роль и возможности материала.

Итак, к середине XX в. новая архитектура стала признанным фактом. Когда говорят о ее революционности, то справедливо отмечают не только конструктивно-тектоническое своеобразие резко порывающее с художественными традициями архитектуры прошлого, но и новаторство в области формообразования.

Сегодня ведутся интенсивные работы по расширению ассортимента флоат-стекла, приданию ему специальных свойств, например по нанесению на поверхность стекла металлической пленки, армированию или изготовлению декоративных стекол, многослойных стеклянных панелей и др.

Каждое из этих направлений имеет заманчивые перспективы, но особое внимание привлекает разрабатываемая в настоящее время идея получения флоат-способом двухслойного или многослойного тепло- и звукоизоляционного стекла, которое может быть применено в качестве навесных стеновых панелей.

Такие изделия будут получаться при наплавлении на поверхность расплавленного флоат-стекла гранул шихты, образующей слой пеностекла. Количество слоев и их декоративные и изоляционные свойства могут быть заданы заранее.

Перспективным способом изготовления декоративных стекол является специальная обработка. Один из вариантов заключается в том, что частицы эмалевой фритты или краски наплавляются на поверхность ленты во флоат-ванне.

Этот способ позволяет получить стекла типа стемалита. Другие виды декоративного стекла могут быть получены при обдуве ленты флоат-стекла струями сжатого воздуха или нанесением на ленту флоат-стекла частиц декорирующего вещества с последующим нанесением второго слоя стекла, который сваривается с основным.

Некоторые виды декоративного или зеркального флоат-стекла будут, по-видимому, изготовляться трехслойными: два слоя флоат-стекла и заключенный между ними зеркальный слой или слой цветного стекла.

Покрытие стекла металлической пленкой в процессе выработки флоат-способом уже применяется. Для этого используют электрохимический способ. Таким образом получают декоративные и солнцезащитные стекла.

Электрохимический способ обработки стекла предоставляет в этом отношении большие возможности. Он позволяет обрабатывать стекла расплавами металлов, расплавами солей, ионизированными газовыми средами, в результате чего можно получать стекла с самыми различными свойствами.

Значительные успехи, достигнутые отдельными странами, даже на начальном этапе применения элекртохимического способа указывают на его перспективность и на эффективность таких декоративных и солнцезащитных стекол. Исследования в области солнцезащитных стекол привели к разработке новых видов стекла.

Наибольший интерес представляют фотохромные стекла, прозрачность которых обратимо изменяется в зависимости от интенсивности падающей на них солнечной радиации. Это позволяет регулировать естественную освещенность помещений, исключить возможность перегрева помещений при инсоляции.

Фотохромные стекла могут найти широкое применение в южных районах страны и прежде всего в таких объектах, как, например, диспетчерские пункты управления аэропортов, морских портов, автотранспорта и т. п. До недавнего времени фотохромные стекла известных составов являлись дорогостоящей продукцией.

В последнее время были найдены дешевые составы тонких прозрачных покрытий, обладающие фотохромными свойствами. К ним относятся некоторые спиропираны индиевого и ванадиевого ряда. Это обстоятельство может значительно ускорить применение фотохромных стекол в строительстве. Фотохромные пленки будут входить в качестве одного из слоев в состав многослойного стекла или наноситься на одну из внутренних поверхностей стекла в стеклопакетах.

Получит дальнейшее развитие электрообогреваемое теплоизоляционное остекление. Применение электрообогреваемого остекления позволяет снизить теплопотери через окна в зимний период и создать оптимальную гигиеническую обстановку в помещениях, в том числе в зонах, расположенных непосредственно около светопрозрачных ограждений.

Последнее обстоятельство особенно важно для школ, детских яслей-садов, больниц, плавательных бассейнов и зданий северных районов страны. Упрочненные стекла с токопроводящими покрытиями будут использоваться как в виде остекления окон, так и для стеновых и подвесных потолочных панелей и переносных нагревательных установок.

Наиболее вероятная конструкция электрообогреваемого остекления — электрообогреваемые стеклопакеты. В стеклопакетах обеспечены надежность и безопасность работы нагревательного элемента — пленочного покрытия, его долговечность, исключена необходимость очистки поверхности, на которой нанесен пленочный слой, и т. д.

Важная характеристика гигиенической обстановки помещений—уровень проникающего шума—может быть улучшена за счет применения звукоизоляционных стеклопакетов. Многие виды звукоизоляционных стеклопакетов могут изготовляться на существующем оборудовании.

По мере того как понимание необходимости звукового комфорта будет проникать в наше сознание, будут устранены препятствия к производству звукоизоляционных стеклопакетов.

В области улучшения теплоизоляционных свойств стеклопакетов определилось несколько направлений, среди них новым является заполнение полости стеклопакетов различными газами: двуокисью углерода, инертными газами, разновидностями фторуглерода. Теплоизоляционные свойства таких стеклопакетов повышается в значительной степени.

Среди современных требований, предъявляемых к стеклу, — повышенная прочность, ударостойкость, безопасность при разрушении. Прочностные свойства листового строительного стекла не удовлетворяют конструкторов в полной мере.

Технологи предложили несколько видов прозрачных и непрозрачных стекол повышенной прочности и ударостойкости, среди них закаленное, слоистое, упрочненное ионообменной обработкой, кристаллизованное с помощью термической обработки.

Поиски новых конструктивных схем остекления, в которых листовой материал работал бы более выгодных условиях, привели к разработке и осуществлению принципиально новой системы остекления, в которой лист стекла работает на растяжение благодаря тому, что подвешен за верхнюю кромку.

Впервые идея беспереплетного подвешенного остекления была предложена в 1955 г., а в 1956 г. фрагмент такого остекления был показан на Международной строительной выставке в Западном Берлине. В последующие годы в Европе, Америке, Канаде, Австралии были возведены здания с таким остеклением.

Система подвешенного остекления открыла перед архитекторами новые возможности применения в зданиях чрезвычайно больших прозрачных поверхностей. Огромные по площади стеклянные поверхности без видимых стыков и традиционных переплетов образуют объемы современных зданий.

Как правило, в системе подвешенного остекления используются другие достижения в области технологии и строительства: упрочненные стеклянные листы, сопряжения крупноразмерных листов стекла «впритык» на силиконовых мастиках и др. Область применения беспереплетного подвешенного остекления — ограждающие поверхности зданий, обеспечивающие максимальный обзор.

Светопрозрачные ограждения и архитектура зданий

Рассматривая взаимосвязь и взаимовлияние материала, конструкции и архитектурной формы в современном архитектурном творчестве, не будем касаться этапов развития архитектуры. Существует обширная литература по истории архитектуры.

Примеры, иллюстрирующие роль стекла в композиции здания, взяты из отечественной и мировой практики вне зависимости от принадлежности архитектуры здания к тому или иному стилистическому направлению. Такой подход может вызвать возражения. Однако, как нам кажется, он оправдан в рамках нашей узкой задачи показать собственно роль и возможности материала.

Итак, к середине XX в. новая архитектура стала признанным фактом. Когда говорят о ее революционности, то справедливо отмечают не только конструктивно-тектоническое своеобразие резко порывающее с художественными традициями архитектуры прошлого, но и новаторство в области формообразования.

Дифференцирование конструкций зданий на несущие и ограждающие открыло путь в строительство большому числу новых материалов: профильному алюминию, легким утеплителям, листовым облицовкам – упрочненному стеклу, эмалированной стали, алюминию, асбестоцементу и др. Существенно обогатился арсенал архитектурно-выразительных средств.

Индустриальные методы изготовления этих материалов позволяют получить геометрические формы, поверхности, грани и сочленения чрезвычайно высокого качества, что, в свою очередь, подняло на новую ступень эстетические качества ограждающих поверхностей.

Вряд ли следует доказывать, что архитектору необходимо знать о влиянии применяемых конструктивных решений, выбранных материалов и технических средств на облик здания. Нельзя свободно выражать свои творческие замыслы, игнорируя основу архитектуры – конструкции.

Глухие участки стены являются одним из элементов, определяющих архитектурный облик зданий и подчеркивающих тектонику фасада.

Как правило, здания с ограждениями из стекла имеют либо гладкий, лишенный выступов, фасад, либо пластически разработанный с выступами или углублениями. К первому типу относится фасад здания ООН, примерами второго могут служить фасады известного сооружения Министерства образования в Рио-де-Жанейро, здания компании “Пэн Америкэн Лайф Иншурэнс” в Нью-Орлеане, главным мотивом фасада которого является глубокая решетка солнцезащитных экранов.

Выявление конструктивной системы стало одним из популярных, широко распространенных приемов решения фасадов здания. При этом могут доминировать вертикальные или горизонтальные членения, или же рисунок в виде решетки.

Размеры и форма сечений несущих элементов каркаса и фахверка ограждений играют существенную роль в облике современного каркасного здания, поэтому при решении чисто архитектурных вопросов возникает необходимость в знании характера работы конструкции, усилий, возникающих в различных ее элементах, особенностей применения выбранных материалов.

Вертикальный характер членения фасадов соответствует фактическому действию сил. Вертикальное расположение воспринимающих нагрузки элементов каркаса стен выгодно с точки зрения назначения сечений профилей. При каркасе в виде правильной решетки из элементов одинакового сечения обычно предусматривается дополнительное усиление основных элементов или же значительное увеличение размеров второстепенных.

Горизонтальное расположение несущих элементов каркаса встречается довольно редко. Для такого решения необходимо, чтобы горизонтальные элементы крепились к колоннам несущего каркаса здания. Расположение горизонтальных основных элементов обычно увязывается с верхом подоконных участков стены и низом конструкций перекрытий.

Поля между горизонтальными элементами могут быть расчленены и обработаны в любой манере. Однако шаг несущих колонн при этом должен быть небольшим — не более 3 м. При шаге более 3 м предусматриваются промежуточные стойки или консольные конструкции для крепления горизонтальных элементов на уровне подоконника и междуэтажных перекрытий.

При наличии подоконных стенок, выложенных на перекрытиях или смонтированных из панелей, отпадает необходимость в вертикальных элементах в пределах подоконных участков, получаются характерные горизонтальные членения, при которых основным мотивом выступают подоконные пояса.

Навесные стены с применением стекла весьма разнообразны по своему внешнему облику. Количество вариантов членения фасадных плоскостей огромно. Среди изменяемых параметров: пропорции членения, соотношения глухих и прозрачных участков, цвет остекления и глухих участков, наличие солнцезащитных экранов и др.

В результате последовательного совершенствования элементов здания качественно меняется характер конструкций каркасных зданий: они превращаются в изделия полной заводской готовности.

Для каркаса и фахверка используются специальные экономичные профили заводского изготовления, в остеклении все шире применяются более современные виды стеклянных изделий и новые виды стекла со специальными свойствами. Многие виды прозрачных стекол со специальными свойствами имеют едва заметный цветной оттенок или окрашены более интенсивно, некоторые из них обладают высокой отражательной способностью.

Все это обогащает палитру архитектора. Особая роль принадлежит цветному облицовочному стеклу. Благодаря ему архитектор получил возможность использовать широкую цветовую гамму, не ограничиваясь цветом натуральных материалов. Практически не ограничена цветовая гамма стемалита и окрашенного шлакоситалла, прочностные свойства которого позволяют применять этот материал в виде крупных листов и крупноразмерных изделий.

Основным архитектурным мотивом высотной части комплекса СЭВ (архитекторы М. Посохин, А. Мндоянц и др.) являются плоскости фасадов, заполненные прозрачным и отделочным стеклом. Сплошной витраж, состоящий из горизонтальных лент оконного стекла и стемалита, представляет собой главный фасад здания института Гидропроект (архит. Г. Яковлев).

Иной прием решения фасада использован архитекторами в многоэтажном здании проектных институтов на проспекте Вернадского в Москве. Здесь ленточное остекление в металлических переплетах чередуется с глухими подоконными панелями, создающими определенный ритм в членении Фасадов.

В этих зданиях, так же как в здании гостиницы «Штадт Берлин» в Берлине, композиционное решение строится на контрастном сочетании высотных подчеркнуто легких и прозрачных объемов и низких более материальных и пластичных стилобатов. Ритм, пропорции членения, соотношение глухих и прозрачных участков создают их индивидуальный облик.

Примером активной роли цвета, введенного в композицию фасадов, может служить ансамбль Московского городского аэровокзала (архит. Д. Бурдин). Интенсивный цвет стемалитовых панелей в сочетании с серебристыми алюминиевыми переплетами придает этому зданию яркую индивидуальность. Стеклянные плоскости операционных залов широко раскрывают интерьеры внешнему пространству, превращают их в продолжение площади.

Пластическое решение стеклянных фасадов принято в здании Приморского краевого драматического театра во Владивостоке и в крупнейшей гостинице «Россия» в Москве (архит. Д. Чечулин). Архитектурный облик ее строится с помощью непрерывных рядов стеклянных эркеров. Первые три этажа, выделенные горизонтальными полосами лоджий и сплошных рядов остекления, уравновешивают композицию и одновременно контрастируют с высотной частью.

Контрастное сочетание глухих объемов и участков остекления лежит в основе композиционного построения здания Художественно театра им. Райниса в Риге (архитекторы Э. Кандерс, М. Станя др.) и Дворца художественных выставок в Вильнюсе (архит. В. Чеэнаускас).

Это значительное произведение советской архитектуры представляет собой поднятый на колонны лаконичный массивный объем, скомпонованный из нескольких прямоугольных и косоугольных частей с узкими прорезями вертикальных окон. Сплошное остекление галереи первого этажа глубоко отступает от плоскости 6ерхнего объема.

Жизнь улицы как бы сливается с интерьерами галереи первого этажа. Контраст остекления нижней части здания , глухих объемов, располагаемых над ним, ритм освещенных и затененных плоскостей фасадов определяют высокие достоинства архитектуры Дворца художественных выставок. Стеклянные ограждения позволили широко раскрыть выставочные залы во внутренние дворики для экспозиции под открытым небом.

Стремление создать впечатление легкости, невесомости, парящих козырьков и объемов второго этажа, открыть вестибюли и фойе в окружающую среду, сделать их как бы продолжением улицы — один из излюбленных приемов в проектировании некоторых зрелищных сооружений.

Всем известны типовые кинотеатры со стеклянными витражами в фойе, наши крупнейшие кинотеатры в Москве «Октябрь» и «Россия», кинотеатр «Беларусь» в Бресте. Перекрытие в виде единой плиты над сплошной лентой остекления вестибюля и фойе при вечернем освещении создает впечатление свободно парящей конструкции.

Говоря о новаторском формообразовании в архитектуре, нельзя не отметить так называемые «висящие здания». Они появились в результате применения новых материалов и новых конструктивных схем. По своей структуре они подобны дереву. На несущий остов, расположенный по центру здания, подобный древесному стволу, нанизаны объемы этажей. Площади этажей значительно превосходят сечение несущего основания.

Отсутствие опор по периметру здания и наружные стены, часто не доходящие до земли, создают впечатление парения здания, его невесомости. В качестве примера можно привести здание фирмы «ВМW», стены которого смонтированы из алюминиевых панелей, наполненных легким сотовым утеплителем и солнцезащитными с 6клопакетами, и здание гостиницы «Будапешт» в Будапеште.

Важное свойство стекла — ограждать помещение от атмосферных и других воздействий, сохраняя при этом визуальную связь с окружающей средой, — является причиной его широкого применения в зданиях самого различного назначения.

Большие площади остекления в сочетании с лоджиями, балконными и солнцезащитными козырьками придают своеобразие малоэтажным постройкам домов отдыха, пансионатов и мотелей. Современные, удобные, с фасадами, облицованными современными отделочными материалами и деревом, здания эти органично вписываются в окружающий ландшафт.

Применение больших поверхностей остекления в торговых зданиях имеет давнюю традицию. Витрины из крупноразмерного стекла или стеклопакетов позволили уничтожить границу между торговым залом и прилегающим участком улицы, объединив их в одно целое. Это особенно заметно в вечернее время, когда улица интенсивно освещается светильниками, расположенными в зоне экспозиционной площадки витрины.

Стеклянные поверхности и ленточное остекление фасадов явились не только принадлежностью отдельных зданий. Они стали основным архитектурным мотивом ансамблей и даже целых улиц- Эта тенденция современной архитектуры особенно ярко проявляется в комплексе административных, торговых и жилых зданий на проспекте Калинина в Москве, на магистралях Лейпцига.

Административные здания со сплошными стеклянными стенами, выполненными из самых разнообразных видов стекла, определяют архитектурный облик деловых районов различных городов во многих странах.

Ленточное остекление многоэтажных жилых домов, общежитий и гостиниц явилось результатом стремления архитекторов наполнить наши жилища светом и солнцем, создать хорошую естественную вентиляцию в теплое время года. Оно вызвало к жизни новые конструкции удобных в эксплуатации оконных переплетов.

Окна Раздвижные и поворачивающиеся вокруг вертикальной и горизонтальной оси со сплошными крупноразмерными стеклами и стекло- пакетами пришли на смену светопроемам, заполненным переплетами с большим количеством горбыльков и с мелкими стеклами.

Особое место стеклянные витражи занимают в архитектуре выставочных павильонов. Трудно себе представить современный выставочный павильон без больших площадей остекления, позволяющих хорошо осветить внутреннее пространство, стенды и экспонаты.

К сожалению, в ряде случаев утилитарный подход и использование стандартных приемов исполнения витражей из стекла и алюминиевых профилей лишают эти сооружения индивидуальности, делают их похожими друг на друга. Однако в наиболее удачных проектах этого удается избежать.

Большие площади операционных залов, залов Ожидания и платформ в зданиях вокзалов и необходимость хорошо осветить их на всю глубину определили облик современного транспортного сооружения. Это либо застекленные сводчатые покрытия дебаркадеров, либо фонари и плафоны верхнего света, либо сплошные витражи на фасадах.

Свое триумфальное шествие светопрозрачные ограждения из стекла начали, как уже говорилось выше, в зданиях фабрик и заводов. И это не случайно, это была не только дань моде. Хорошая освещенность рабочих мест являлась необходимым технологическим условием, вела к повышению производительности труда, к совершенствованию производственных процессов.

Эти предпосылки остались неизменными и в настоящее время. Поэтому современные производственные здания, особенно здания тех предприятий, где по условиям зрительной работы необходимы высокие уровни естественной освещенности, здания с большой глубиной заложения, такие, например, как многоэтажный гараж в Москве, вполне закономерно имеют достаточно большие площади остекления.

Образ современного производственного здания неизбежно ассоциируется у нас с сооружениями, имеющими большие витражи и ленточное остекление.

В качестве примера здесь уместно привести здание экспериментальной школы, построенное в Будапеште. Легкие навесные стены почти целиком состоят из стекла и алюминиевых профилей, стекление из крупноразмерных стеклопакетов в изящных алюминиевых рамах, поворачивающихся на вертикальной оси, имеет высокое светопропускание и позволяет хорошо осветить классы, а регулируемые жалюзи устраняют дискомфортные явления, возникающие при прямой инсоляции помещений.

В настоящее время особое значение в нашей стране приобретет производственно-техническое образование. Строятся современные здания, сочетающие функции учебных и производственных зданий с наружными ограждениями из стекла, алюминия и других временных строительных материалов. Возводятся здания высших учебных заведений.

Характерным примером современного учебного здания является здание Высшей школы общественного питания в Будапеште. : трехэтажном здании школы со стенами-экранами, заполненными теклопакетами, созданы хорошие условия освещения при максимальном использовании естественного света и искусственного поддета в помещениях, имеющих большую глубину.

Двери, как и окна, являются и являлись во всех архитектурных стилях одним из основных элементов архитектуры. Двери храмов и палаццо достигали порой грандиозных размеров, их обильно украшали. Однако и большие и малые двери служили прежде всего границей, отделявшей внутреннее пространство от внешней среды.

Применение остекленных и полностью стеклянных дверей зрительно уничтожило эту границу, объединило улицу и вестибюль, позволило создать долговечные и гигиеничные ограждения, способные хорошо осветить естественным светом вестибюли и прилегающие к ним помещения. После реконструкции даже старые здания раскрыли свои интерьеры навстречу свету и воздуху.

Особое место в архитектуре занимают цветные художественные витражи. Целью их применения обычно является: создание единого гармонического целого в общем цветовом решении интерьера; создание психологического настроя; использование функциональных качеств цветного остекления для регулирования освещенности помещений и теплопоступлений через остекление.

В настоящее время витражи выполняются как по классической средневековой, так и по новейшей технологии: клееными, в сочетании с железобетоном или полимер-железобетоном, с арматурой из гнутого металлического профиля, из крупногабаритных листов декорированных горячей или холодной обработкой и т. д.

Конструктивный материал а этом случае играет гораздо большую роль, чем свинцовая арматура в классическом витраже. Он дает возможность художнику включать в рисунок сплошные непрозрачные участки, использовать форму и толщу стекла и несущей конструкции, использовать фактуру каркаса и стекла.

Считают, что первые витражи подобного типа были установлены в одной из церквей графства Сёррей (Англия) в 1956 г. Приблизительно в это же время было создано несколько таких витражей в Советском Союзе и США.

Витражи из массивного литого стекла с железобетонным каркасом могут быть основным элементом, формирующим архитектурный облик фасада здания. Ритм и тектонику фасада определяет чередование глухих и остекленных участков, при этом одним из выразительных средств является несовпадение лицевых плоскостей

глухих бетонных участков и декоративного остекления. Композиционные решения могут быть самыми разнообразными. Витраж может явиться узловым моментом в объемно-композиционном решении интерьера. Довольно часто витражи из толстого литого стекла выполняются вне ограждения в виде самостоятельного произведения (пространственный витраж). Каркас при этом, как правило, металлический или железобетонный.

Витражи из листового стекла не имеют той скульптурности, как из толстого литого, они более прозрачны, их яркость значительна, а цветовые сочетания более богаты. Витражи из листового стекла выполняются в основном трех видов: с металлической арматурой, из крупноразмерных листов, декорированных различными способами (химическая и механическая обработка, роспись), а также клееные.

К витражам с металлическим каркасом относятся витражи, выполненные по классической технологии, со свинцовым прутком, а также с более современными видами арматуры: из алюминиевого, стального, латунного и т. п. профилей.

Наибольший интерес представляют клееные витражи. Прозрачные синтетические клеи внесли принципиальные изменения в конструкцию витражей. Клееные витражи значительно расширили художественные возможности этого вида искусства: рисунки могут не занимать всю площадь проема, а образовывать отдельные цветовые пятна на прозрачном поле.

Кроме того, цветовые эффекты, получаемые в клееных многослойных витражах, не могут быть достигнуты какой-либо иной техникой. В клееном витраже нет необходимости разделять различные окрашенные участки непрозрачными полосками свинцового прутка или бетонными швами.

Клееный витраж — это чаще всего многослойная стеклянная конструкция, элементы которой склеиваются внахлест или с помощью прозрачных прокладок, или же это — крупногабаритный лист стекла, на котором наклеен рисунок из цветного стекла.

Техника клееных витражей переживает бурное развитие. Пожалуй, это область, где уже в ближайшем будущем появятся значительные произведения. Декоративные витражи по-разному применяются в интерьере.

Наиболее древнее и обычное их употребление — в наружном остеклении. Солнце всегда было наилучшим источником света для витражей. Декоративные витражи применяются также для разделения помещений или их зон. В этом случае их располагают в проемах внутренних перегородок, в качестве полупрозрачных экранов и ширм.

В последнее время получают распространение декоративные витражи с искусственным подсветом. Искусственное освещение витражей имеет то преимущество, что оно не зависит от того, есть солнечный свет или нет.

Декоративные витражи могут быть освещены в вечерние и ночные часы, что особенно важно для общественных зданий, основная часть работы которых приходится на вечерние часы (концертные залы, кинотеатры, театры, рестораны, кафе, клубы, спортивные комплексы и т. д.).

Декоративные витражи с искусственным подсветом выполняются как панно на глухой стене, в виде светящегося потолка или в виде декоративных конструкций, расположенных вне ограждения; очень редко встречаются витражи, источником освещения которых служат фонари верхнего света. Однако применение витражей в потолках больших залов, независимо от характера освещения, в большинстве случаев обогащают интерьер.

Следует упомянуть интересные по своей художественной выразительности и декоративности витражи с использованием дерева и цветного листового или литого стекла. Витражи, представляющие собой деревянный переплет из простых геометрических фигур, остекленный цветным листовым стеклом, известны давно.

Такие витражи украшали окна и двери домов во многих странах Европы, но особенно широко они были распространены в Латинской Америке. Другой вид витражей с применением дерева представляет собой непрозрачный экран со светопрозрачными участками из цветного стекла. Они особенно хороши для раздвижных перегородок, экранов, дверных полотен.

Ограждения со стеклом находят самое широкое применение в зданиях различного назначения. Насколько удачно используется стекло, зависит в первую очередь от архитектора. Здесь хотелось бы отметить одно очень важное обстоятельство, имеющее непосредственное отношение как к условиям внутренней среды помещений, так и к внешнему виду этих зданий.

Архитекторы, имея 6 виду лишь внешний облик современного здания «из стекла, алюминия и бетона», как правило, не заботятся о защите рабочих помещений от перегрева солнечной радиацией, об устранении солнечных бликов на рабочих местах и снижении слишком высоких уровней освещенности, возникающих при инсоляции помещений.

Короче говоря, они часто не предусматривают ни средств солнце- защиты, ни эффективных систем вентиляции и кондиционирования воздуха. Это приводит к созданию дискомфортных условий в рабочих помещениях, и, как следствие этого, к тому, что внешний вид здания оказывается обезображенным самодельными занавесками.

При проектировании и строительстве современных зданий с большими светопроемами должны применяться и современные технические средства, позволяющие создавать в помещениях оптимальный внутренний режим в любое время года, в любую погоду. В качестве примера можно привести административные здания, построенные в Будапеште.

На фасадах здания применены наружные солнцезащитные шторы из стеклоткани, позволяющие устранить перегрев и регулировать уровни освещенности на рабочих местах. Светопроемы в здании областного суда заполнены стеклопакетами, в которых применено теплоотражающее стекло с золотым покрытием, эффективно защищающее помещения от перегрева в летнее время, снижающее теплопотери зимой, и придающее своеобразный облик фасаду здания.

Для защиты помещений от перегрева в жаркое время года могут быть использованы солнцезащитные устройства, как регулируемые, так и нерегулируемые. Одной из разновидностей нерегулируемых устройств является решетка из анодированного алюминиевого профиля. Защищая помещения от инсоляции, она в то же время может выполнять функции декоративного элемента витража и фасада здания.

Любое здание должно прежде всего отвечать своему основному назначению — создавать оптимальную искусственную среду Аля обитания человека. Об этом забывают некоторые архитекторы.

Увлекаясь внешне эффектными «стеклянными» зданиями, они не учитывают, что стекло помимо видимого света пропускает и тепловую солнечную радиацию, а в холодное время интенсивно поглощает тепло, излучаемое отопительными приборами, приводя тем самым к излишним теплопотерям.

Только комплексное использование стекол со специальными свойствами в сочетании с системами солнцезащиты, вентиляции и кондиционирования при учете климатических факторов места строительства и параметров внутренней среды, позволит архитекторам создавать не только внешне здание экспортно-импортного объединения «Хемполимпекс» в Будапеште выразительные и эффективные современные здания, но и обеспечить в этих зданиях заданные условия внутренней среды

Стекло в архитектуре будущего