София. Здание агрономического факультета

Крупные общественные и административные здания продолжали строиться преимущественно на основе традиционной классической осевой системы планировки и широкого использования элементов ордерной архитектуры в композиции фасадов и интерьеров. Среди произведений этого направления должны быть отмечены как наиболее удачные и монументальные: здание Торгово-промышленной палаты в Бургасе (арх. Й. Йорданов, С. Овчаров), напоминающее палаццо итальянского ренессанса, здание Муниципалитета в Сливене (арх. Й. Йорданов), здание Окружной палаты в Софии (арх. Н. Лазаров) и здание Судебной палаты в Софии (арх. П. Койчев с коллективом).

Характерные особенности композиции здания Судебной палаты — симметричная осевая планировка с периметральной застройкой внутренних световых двориков и пышная, увенчанная аттиком, коринфская колоннада большого ордера на главном фасаде.

Здание Окружной палаты в Плевене (арх. К. Николов, 1927—1929) —своеобразный пример сочетания классических и современных архитектурных приемов и форм— аркады, портика, асимметрично расположенной башни с вертикальным остеклением и широких окон.

Прогрессивные творческие идеи и тенденции современной западноевропейской архитектуры находят выражение как в развитии методов рациональной планировки и освобождении архитектурных объемов от ордерного декора, так и в модернизации классических композиционных приемов и форм. Характерные примеры такого осовременивания классических элементов можно видеть в композиции зданий Народного банка в Софии (архитекторы И. Васильев и Д. Цолов, 1932—1933) и Почтовой палаты в Пловдиве (арх. Й. Йорданов, С. Овчаров, 1938). Простые и стройные прямоугольные объемы зданий с большими поверхностями плоских, нерасчлененных стен завершены плоскими покрытиями и обогащены массивными пилонами со стороны главных фасадов.

Среди сооружений нового направления болгарской архитектуры могут быть названы здание Института эпидемиологии и микробиологии в Софии (архитекторы Т. Златев и Д. Коев, 1932), здание военного клуба в Плевене (архитекторы Т. Горанов и Б. Русев, 1932—1934), здание кинотеатра с магазинами и конторскими помещениями в Пловдиве (арх. К. Панайотов, 1932), городской рынок в Пловдиве (конец 1930-х гг.), некоторые народные читальни, школы, больницы, поликлиники, вокзалы. Они отличаются как наличием рациональной планировки, так и характером внешней композиции, строящейся на сочетании простых, свободных от ордерного декора, плоскостей и объемов.

Проникновение в Болгарию прогрессивных идей мировой архитектуры отчетливо сказалось и в развитии промышленного строительства. Бумажная фабрика на станции Искыр, химический завод «Костин Брод» в Софии, ткацкие фабрики в Варне, Пловдиве, Казанлыке и Ямболе и другие промышленные сооружения 1930-х годов отличались целесообразным решением функциональных, технических и эстетических задач. Хорошее освещение и проветривание цехов и наличие бытовых помещений — душей, столовых, а также выразительность простых архитектурных объемов, лишенных декоративных деталей, характеризует и сложные по технической специфике комплексы консервных заводов и мясокомбинатов этого же периода (например, мясокомбинат в Софии, архитекторы Б. Бобчев, П. Марковский и др.).

Таким образом, при всех недостатках гражданского строительства Болгарии межвоенных лет, связанных с финансовыми трудностями, социальной ограниченностью заказов и также с малочисленностью отечественных архитектурных кадров, развитие болгарской архитектуры межвоенного двадцатилетия было отмечено определенными положительными сдвигами. Важную роль в этих процессах сыграла активная деятельность передовых зодчих, проявивших в эти трудные годы поистине патриотическую заинтересованность в развитии национальной архитектуры и в формировании отечественных кадров.