Милан. Церковь «Мадонны бедных»

Модернизация архитектурных форм и конструкций церковных сооружений не нова, она была широко распространена еще в период фашистской диктатуры.

Но если церковь Петра и Павла на территории ЭУР, построенная по образцу римских соборов XVIII—XIX вв., соответствовала общему псевдомонументальному направлению архитектуры выставки, то уже церковь Мадонны в Милане (1955, архитекторы Д. Фиджини и Д. Полини) разрушает старые представления о церковной архитектуре.

Архитекторы уделили здесь наибольшее внимание художественному воздействию (внутреннего пространства сооружения. Сочетание плоскости стен с тяжелыми решетчатыми балками создает пластические контрасты и игру светотени.

В покрытии билетного зала применена рамная конструкция с волнообразно изогнутыми ригелями, переходящими в консольный козырек большого выноса. Протяженная плоская стена пятиэтажного административного корпуса служит фоном для выступающего вперед билетного зала с козырьком.

Авторы применили здесь смелый прием иллюзорного повышения стены, сделав по два ряда узких, ленточных окон на этаж. Зрительно увеличенная высота здания хорошо увязывается с размерами гигантского и одновременно легкого козырька.

Волнообразное по форме пространственное покрытие зала, отделенного от улицы прозрачной стеклянной стеной в сочетании с консольным навесом, производит чрезвычайно сильное впечатление своей красотой и легкостью.

Новые тенденции в понимании художественной выразительности проявились в церкви, построенной арх. Д. Микелуччи на Дороге Солнца близ Флоренции (1962). Здесь автор полностью отказался от традиционных приемов в пользу скульптурных объемов самых причудливых форм, выполненных в нарочито грубом материале, и изысканно-утонченных геометрических линий кровли из темно-зеленой меди. Такая контрастность придает особую выразительную остроту этому зданию.

Хотя Фиджини, Полини, Микелуччи и другие строители церквей или особо уникальных зданий в известной мере обогащают современную архитектуру профессиональными находками, новые эстетические принципы создаются в первую очередь в тех сооружениях, которые обслуживают насущные потребности человека.

В промышленном строительстве Италии в середине 40-х и в 50-х годах стали широко применять смелые инженерные конструкции из предварительно напряженного железобетона и из сборных элементов.

Крупные монополии строят новые здания для своих заводов и фабрик. В рекламных целях к этому строительству привлекаются наиболее популярные итальянские архитекторы, которые заботятся не только о целесообразности, но и об эстетических качествах промышленных зданий.

Типичным примером строительства и организации современных промышленных сооружений Италии может служить комплекс фармацевтической фабрики «Фарм- италия» на окраине Милана (1955, архитекторы Д. Джордани, М. Валери, Э. Моитеканчини), при сооружении которого широко использовались новые строительные материалы. Железобетонный каркас позволил свободно варьировать планировку отдельных этажей производственных корпусов, причем некоторые этажи вообще свободны от перегородок. Перегородки, выполненные из стеклоблоков в металлическом каркасе, легко могут быть переставлены.

Особое место в итальянской промышленной архитектуре занимает строительство предприятий фирмы пишущих и счетных машин «Оливетти», начавшееся еще в начале века и широко развившееся после второй мировой войны. Заводы «Оливетти» отличаются комплексностью планировки. Заводские корпуса объединяются в общий ансамбль с конторскими и обслуживающими помещениями — больницей, ремесленной школой, столовой и т. д. Большое значение придается организации и озеленению территории. В зданиях широко применяются солнцезащитные устройства, навесы, галереи.

На заводах «Оливетти» используются методы организации и рационализации труда, заимствованные у американских капиталистов. Опираясь на усовершенствованные приемы эксплуатации рабочих и высокую норму прибыли, фирма предоставляет сравнительно высокую заработную плату некоторым слоям рабочих, создавая рабочую аристократию и афишируя созданную им систему социального обслуживания своих предприятий.

Основные заводы Оливетти находятся в Иврее, небольшом промышленном городе на севере Италии. В 1940—1941 гг. здесь были сооружены железобетонные здания завода и заводоуправления (архитекторы Д. Фиджини и Д. Полини). В 1948—1950 гг. к заводу пристроили новый корпус (архитекторы А. Фиокки, Д. Фиджини и Д. Полини), а в 1957 г. — еще один корпус (арх. А. Фиокки) и достроили здание заводоуправления (архитекторы А. Фиокки и М. Ниццоли). Так постепенно здесь образовался обширный комплекс промышленных зданий по изготовлению точных приборов.

Сочетание сплошных остекленных поверхностей с глухими стенами, использование в отделке фасадов зданий керамической плитки и естественного камня, широкое применение алюминиевых и железобетонных жалюзи, выявление конструктивной структуры в объемах зданий — все это создает выразительную объемно-пространственную композицию ансамбля завода и в то же время хорошо отражает его производственный характер.

Не менее известны в Италии промышленные комплексы фирм «Фиат» в Турине, «Сан-Сиро» в Милане и многие другие. Все они отличаются рациональностью архитектуры и высоким качеством строительных работ.

Развитие современной архитектуры Италии связано не только с изменившейся исторической обстановкой или новыми возможностями в области строительной техники. Истоки художественных достижений современных итальянских архитекторов надо искать также в истории всей итальянской архитектуры. К национальной традиции восходит и широкое применение синтеза архитектуры с живописью и скульптурой в современном строительстве Италии. В жилые и общественные здания смело включается античная и новая скульптура, размещаемая в вестибюлях, внутренних двориках и залах. Так же смело объединяют архитекторы древние руины с новыми постройками.

Передовые итальянские зодчие, творчески восприняв богатое историческое наследие, создают на его основе принципиально новые произведения. В смелых объемнопространственных композициях таких сооружений, как павильон Туринской выставки, Римский вокзал, магазин «Рина- шенте», в прекрасно организованном пространстве миланских и других жилых кварталов, в новых спортивных комплексах нашли дальнейшее развитие замечательные достижения итальянской архитектуры прошлого.