Хаммерфест. Жилой дом

Повышение стоимости земельных участков определило тенденцию к увеличению этажности многоквартирных зданий. Наиболее применяемый тип дома повышенной этажности — точечный блок с небольшими квартирами, повторяющий шведские прообразы (в Норвегии, однако, естественное освещение лестницы считается обязательным). Двенадцатиэтажное сооружение такого рода в центре Ламбертсетера, построенное по проекту архитекторов Ф. Риннана и О. Тветена, имеет 10 однокомнатных квартир на каждом этаже.

После того, как во второй половине 50-х годов строительные правила были дополнены правилом, требующим в домах повышенной этажности выхода на две лестничные клетки из каждой квартиры, стали создаваться «пластинчатые» блоки с коридорной планировкой. К постройкам такого рода относятся 12-этажные дома в Осло, в районах Бёлер (архитекторы П. Краг и И. Сельмер). Они имеют квартиры типа «мезонет», расположенные в двух уровнях, и коридоры, устроенные через два этажа. Структура дома в большой мере подчинена предвзято избранной ритмической системе фасада.

Примером специфического решения жилища для Заполярья является крупный многоквартирный дом в Хаммерфесте на севере страны (1964, архитекторы У. Аструп и Э. Хеллерн). Подковообразный блок-комплекс имеет коридоры, проходящие через этаж и дающие доступ к квартирам, расположенным в двух уровнях. Между склоном холма, в который врезаются концы подковы, и ее массивом образовано замкнутое, защищенное от ветра и в то же время раскрытое к солнцу пространство.

Выступающие башни вертикальных коммуникаций образуют эффектный контраст с плавным течением горизонтальных членений. Концентрация жилищ в этом огромном здании была рациональным решением в условиях сурового климата. Однако элементы коллективного обслуживания, несмотря на предпосылки их развития, создаваемые структурой дома, здесь крайне незначительны (центральная прачечная и мастерские). Преодоление привычных предубеждений, пристрастия к изолированности было необходимым условием реализации проекта, характерного для концепции дома-комплекса, получившей широкую популярность в начале 60-х годов и связанной с идеями брутализма.

Значительное место в деятельности норвежских архитекторов занимает промышленное строительство. Построенный в 1955 г. по проекту арх. Т. Енсена завод радиоаппаратуры близ Осло отличается комплексным единством планировочного решения производственных корпусов, окружающих озелененных территорий и домов для рабочих, поднимающихся амфитеатром по склонам холмов.

Здание хлебозавода в Бергене (1966 г., архитекторы Г. Греве и Г. Грунг) характерно для архитектуры этого десятилетия. Свобода организации производственных процессов обеспечена крупной сеткой опор — 19X25 ж на втором и 9,5X12,5 ж на первом этаже главного корпуса. Мощные железобетонные балки образуют доминирующие членения распластанного объема, эффектно увенчанного корытообразными элементами кровли. И незавершенность композиции здания, рассчитанного на последующее развитие, и несколько утрированная пластика его форм сближают здание с японской версией брутализма.

Выразительна архитектура характерных для страны высоконапорных гидроэлектростанций. Облик подземного зала ГЭС в Нэа (арх. X. Рюварден) определяется острым контрастом четких форм конструкций и полированной плоскости пола с необработанной поверхностью природного камня стен тоннеля.

Довольно эффектен новый комплекс припортовых сооружений в Осло, выполненный в подчеркнуто крупном масштабе. Его доминирующим объемом является круглое в плане четырехэтажное здание гаража (1960 г., арх. Я. Берг). Навесные стены, разрезанные четкими горизонтальными членениями, облицованы штампованными алюминиевыми панелями, ритм которых подчеркивает криволинейность общей формы.

Среди стран Северной Европы Норвегия обладает архитектурой, наименее определившейся,в своих принципах. Приемы планировки городов и приемы жилищного строительства, принятые здесь, в значительной мере опираются на использование опыта Швеции, Дании и Финляндии. Однако в разработку этих принципов норвежские архитекторы внесли и долю своеобразия. Особенно интересны здесь поиски самобытных путей развития архитектуры, ограничивающиеся пока созданием уникальных построек. Лучшие среди них, такие, как ратуша в Аскере и музей в Лиллехаммере, поднимаются до уровня крупнейших художественных достижений современной архитектуры.