Гаргано. Отель Манакоре

Поиски пластики объемов за счет криволинейных поверхностей оболочек, выступов и заглублений отдельных частей здания широко представлены в проектах туристских комплексов и домов отдыха. Так, например, туристский комплекс в Гаргано на Средиземном море, выполненный в 1961—1963 гг. архитектурной мастерской М. Д’Оливо и В. Симонитти, включает круглые индивидуальные домики из специально разработанных стандартных элементов, мотель слегка изогнутой в плане сложной формы, торговый центр, круглые объемы ресторанов, гостиницу в форме амфитеатра на участке, полого спускающемся к небольшой бухте. Композиция комплекса основана на сочетании расчлененных объемов, криволинейных форм, хорошо вписывающихся в природное окружение.

Наряду с этими направлениями в Италии продолжает существовать течение, условно называемое «структурализмом», концепция которого связана с эстетическим освоением новейших конструкций и материалов. Иногда ему следуют с целью произвести впечатление и привлечь заказчиков, но в иных случаях структурализм порождает художественно полноценные произведения, в которых широко применяются сборные, стандартные элементы.

Новое административное здание фирмы САИ в Турине арх. Амедео Альбертини — пример создания выразительной формы сооружения на основе конструктивной структуры, формирующей его внешний облик. Здание стоит на крутом берегу реки По, в живописном районе Турина. Оно состоит из двух отдельных блоков-башен высотой около 35 ж и объединяющей их обширной двухэтажной части. В верхних этажах обе башни соединены переходом. Большой атриум с входным портиком открывается в озелененный внутренний дворик, через который освещаются помещения первого подземного этажа с гаражом и другими обслуживающими помещениями. Прямоугольные башни расчленены выносами плит междуэтажных перекрытий. Солнцерезы придают фасадам своеобразную динамику и пластичность. Такое же двойное, художественное и утилитарное назначение имеют поэтажные тяги-короба системы кондиционирования воздуха под выносами плит.

В конце 40-х — начале 50-х годов в связи с обновлением основного капитала в промышленности итальянская экономика пережила известное оживление, сопровождавшееся развитием монополистического капитала и одновременно усилением эксплуатации трудящихся. Разрушения, причиненные войной, и хронический жилищный кризис потребовали разработки проектов реконструкции городов и застройки новых жилых массивов. Однако архитектура современной Италии несет на себе печать тех йротиворечий, которые характерны для всей социальной, политической и идеологической жизни буржуазного общества.

Передовые архитекторы Италии выдвигают идеи организации пространственной среды в масштабе города и экономического района страны. Однако они не в силах преодолеть противоречия, присущие архитектуре капитализма. Частная собственность на землю и спекуляция участками весьма активно влияют на генеральные планы городов, и проекты районной планировки в условиях экономики «свободного предпринимательства» остаются лишь благими пожеланиями.

В больших городах Италии существуют значительные различия в планировке районов, предназначенных для состоятельной части населения и районов так называемого «дешевого» жилищного строительства, рассчитанного на низкооплачиваемые слои трудящихся, где плотность застройки намного превышает санитарные нормы.

В Риме — бюрократической столице Италии, как называл его А. Грамши,— центре строительства, которое осуществлялось в течение почти 20 лет фашистскими правительственными органами, несмотря на изменившуюся после второй мировой войны.историческую обстановку, в основном сохранялась тенденция к парадности.

После войны были приостановлены начатые в годы фашизма работы по реконструкции центра Рима, которые влекли за собой разрушения исторических ансамблей и памятников архитектуры. В 50-х годах застройка велась в направлениях, определенных еще планом 1932 г., создавались жилые массивы на периферии: Тибуртино, Сан-Паоло, Тусколано, Казилино, Ацилия и др. Отдельные жилые дома или целые кварталы, административные и общественные здания возводились и в существующих границах города, на главных магистралях и в различных его районах. Но больше внимания при этом уделялось решению формально-эстетических задач, чем созданию здоровой, хорошо организованной среды. Это особенно тяжело отражалось на комплексах так называемых «дешевых» домов, для которых характерны чрезмерная плотность населения, отсутствие культурно-бытовых учреждений и зеленых зон. От них значительно отличается застройка буржуазно-аристократических районов Рима — Винья Клара, Париоли, Дуэ Пиньи и др., где большие площади комфортабельных квартир определили невысокую плотность населения, а плотность застройки настолько невелика, что позволила создавать великолепные зеленые зоны и живописные композиции.

Важным событием в послевоенном строительстве Рима стала организация «города-парка» и ансамбля постоянной выставки ЭУР — большого нового района Рима. Там расположены: здания для приемов и конгрессов, Дворец цивилизации, музеи, административные здания, открытый и закрытый театры, рестораны, спортивные сооружения, а также церковь и несколько жилых массивов. В центре ЭУР есть станция метро, линии которого ведут в город и к пляжу в Остии. Великолепные зеленые массивы с вековыми деревьями окружают выставку.

Ансамбль ЭУР, строительство которого было начато еще в годы фашизма, создавался в пропагандистских целях, рекламируя успехи итальянского капитализма. Структура района, в целом подчиненная сильно выявленным осям, продолжает традиции официального направления времен фашизма. Общественные здания ЭУР преувеличенно монументальны и несколько архаичны. Их объемно-пространственная композиция строится на контрасте высоких гладких столбов, колонн или аркад с глухими плоскостями. По своей стилевой характеристике основные ансамбли ЭУР выделяются на общем фоне современной архитектуры Италии и служат ярким примером неоклассицистического направления, которое наряду с «новой архитектурой» существовало в Риме в первые годы после окончания второй мировой войны.

Милан — второй после Рима по численности населения и первый по своему экономическому значению город Италии — также, застроился по периферии новыми жилыми массивами: Виальба, Комазина, (ЗТ8, Арар и многими другими. Одновременно здесь создается новый административный центр, запроектированный к северу от старого центра, между двумя большими вокзалами и вблизи от пересечения главных магистралей. По замыслу архитекторов, перенесение сюда административных учреждений и торговых предприятий должно было уменьшить транспортную перегрузку старого центра и сохранить его исторические ансамбли от постепенного искажения и перестройки. В старом центре ведется лишь реконструкция существующих улиц и строятся отдельные новые здания. Однако разгрузить его не удалось. Возникновение нового крупного административного комплекса в непосредственной близости от старого центра породило лишь усиление транспортных потоков на перенапряженных старых улицах. На какое-то время приостановлена дальнейшая перестройка исторических ансамблей, но действительное улучшение условий в центре города не достигнуто.