АРХИТЕКТУРА МЕКСИКИ

Мексика — развивающаяся индустриально-аграрная страна, в сельском хозяйстве и ремесленном производстве которой сохраняются черты феодальных отношений.

После буржуазно-демократической революции, продолжавшейся с 1910 по 1917 г., в Мексике был проведен ряд политических и социальных реформ, не устранивших, однако, сильнейших пережитков феодализма. Страна неоднократно попадала под власть реакционеров, испытывала тяжесть диктаторских режимов, оказывалась в пламени гражданской войны, вооруженных мятежей крестьянских масс, подстрекаемых реакционным духовенством.

Значительная часть местной буржуазии и помещиков, стремясь к личному обогащению, не раз толкала страну на путь уступок иностранному (в первую очередь североамериканскому) капиталу. Все же на протяжении последних десятилетий среди капиталистических государств Латинской Америки Мексика отличается политической стабильностью, самостоятельностью проводимой политики, а в культурном отношении сохраняет свою традиционную роль форпоста Латинской Америки.

Для Мексики характерны типично латиноамериканские социальные контрасты: Мексиканская архитектура наибольшее внимание уделяет уникальным по назначению или качественному уровню объектам.

В архитектуре самых первых послереволюционных лет получила распространение националистическая тенденция, ориентировавшаяся в большей части типов зданий на колониальную архитектуру, а в таких сооружениях, как монументы, малые архитектурные формы—на местную доиспанскую.

«Традиционализм», «неоколониальный стиль» представляли собой идейное острие тогдашней архитектуры. Но основной объем строительства (в те годы незначительный в разоренной стране) осуществлялся в духе эклектических тенденций: правительственные и деловые здания (биржи, банки и пр.) строились подчеркнуто солидными, облаченными в модернизированные одежды того или иного исторического стиля.

По существу, это было прямым продолжением предреволюционного «порфиризма» — монументализированного эклектического направления, насаждавшегося во время многолетней диктатуры Порфирио Диаса. Отличавшееся полной космополитичностью, это течение импонировало буржуазным заказчикам не менее чем националистический традиционализм, как бы демонстрируя общемировой уровень мексиканского капитализма. В качестве местных примет в такие сооружения вносились соответствующая эмблематика, изображения исторических героев.