Архитекторы Абдул Рахман Хуссаини

Традиционное начало сохраняет значительную роль в архитектуре Индии, выступая, однако, в синтезе с интернациональными принципами рационалистической архитектуры. Архитектура страны, вновь обретшей независимость уже во второй половине XX столетия, поначалу «переболела» увлечением демонстративным модернизмом, побуждавшимся идеологически (в модернизме выделялась символика независимости и причастности к прогрессивной современности). Но уже к восьмидесятым соблазны корбюзианства и подражания Луису Кану были преодолены, а необходимость приспосабливаться к конкретным условиям все еще бедной страны возвратила значение традиционных моделей. Мудрое равновесие между средствами, исходящими от интернационального опыта, и местными традициями, уже в шестидесятые достигнутое в деятельности Чарльза Корреа, закрепилось и получило развитие в его более поздних работах.

По идее Корреа продолжалось развитие нового Бомбея и его жилых комплексов, рассчитанных на малообеспеченные слои (с 1986 г., район Бела- пур), — пример, имеющий для Индии не только социальное, но и этическое значение. Здесь вырабатывались новые принципы расширения территории городов, население которых стихийно разрастается; централизованного создания инфраструктур для самодеятельного строительства; методы соучастия потребителей архитектуры и архитектора в формировании городской среды. Эталоны минимального жилища для таких зон, разработанные Корреа, при всем их буквальном минимализме, стали образцом социально ориентированной деятельности.

Национальный музей ремесел, Дели, Индия (1975-1991), создан как артистич- Архитектор Чарльз Корреа. ная аранжировка традиционных архитектурных тем. Распластанный фрагмент цвлрасзрсноммч и астрофизики ткани плотной застройки организован вокруг внутренних двориков, связанных где экспонаты демонстрируются в некой имитации повседневного, частью которого они были. Вместе с тем, система взаимосвязанных музейных интерьеров в целом сформирована в соответствии с принципами организации перетекающих пространств, выработанными в архитектуре XX века.

Межуниверситетский центр астрономии и астрофизики в Пуне, Индия (1992),

Ч. Корреа создал как функциональное здание и, вместе с тем, как модель космоса, овеществленную в конструкциях ведическую мандалу. Центром, сгруппировавшим вокруг себя «части вселенной», стал покрытый травой двор, его края каменными ступенями опускаются к середине. Двор обрамляют невысокие корпуса исследовательских учреждений и жилища. План противостоит обычным приемам прямоугольной геометрии, образуя пространства, одни из которых спокойны и самодостаточны, другие динамичны. Формы здания нейтральны — символическое содержание заключено в пространственной структуре.